Образец заявления в прокуратуру по вопросам предоставления услуг по обращению с ТКО рег.оператором

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключается между управляющей домом организацией и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места (площадки) их накопления. Эти договора являются обязательными, имеют сложную структуру и относятся к категории публичных договоров с регулируемым тарифом.

Для любой управляющей организации крайне важно избежать отдельных «ловушек», которые региональный оператор стремится включить в договор.

Договор с региональным оператором при прямых договорах

ТКО – не является коммунальным ресурсом, а региональный оператор формально не является ресурсоснабжающей организацией. Между тем, с поставщиком коммунального ресурса регионального оператора роднит очень много: монополизм, регулируемый тариф и примерно схожий механизм договорного регулирования.

Более того, ст. 157.2 ЖК РФ называется «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», т.е.

она полностью объединяет и регионального оператора, и поставщика ресурса.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).

В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст.

157.2 ЖК РФ. Таким образом, при переходе на прямые договора формальной обязанности по заключению договоров с региональным оператором не возникает, поскольку именно он будет являться исполнителем коммунальной услуги.

Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам).

Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).

Одновременно следует помнить, что переходу на прямые договора предшествует направление в адрес поставщика ресурса пакета сведений, состоящего из 8 пунктов и приводимого в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г.

Мнение эксперта
Морозов Василий Юрьевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

№ 354 (например, ФИО собственника, паспортные данные и пр.). Передавать эти сведения региональному оператору у управляющей организации обязанностей нет.

Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).

Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором

Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156).

При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).

По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:

визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).

Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
— копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
— протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
— данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).

Интересно  Исковое заявление о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула: образец 2024 года

Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации

«Мусорную реформу» делали в большой спешке, подгоняя под нее соответствующее законодательство. Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.

Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.

1. Сроки заключения договора

В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.

Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п.

8.8 Порядка 1156).

После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.

Затем (после получения договора) у управляющей организации есть 15 рабочих дней (а не 30!) на то, чтобы рассмотреть данный договор, подписать его и направить 1 экземпляр договора региональному оператору.

Допускается направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (то есть, подготовить протокол разногласий) (п. 8.11 Порядка 1156).

Региональный оператор будет обязан рассмотреть протокол разногласий в течение 10 рабочих дней (п. 8.16 Порядка 1156).

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).

Интересно то, что в рамках преддоговорного спора региональный оператор «всегда прав». Если управляющая организация сделала протокол разногласий и направила его региональному оператору, а разногласия не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор считается заключенным на условиях типового договора (то есть, в редакции регионального оператора) (п.

8.15 Порядка 1156).

Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).

2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).

Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
— меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
— указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.

3. Завышение фактически не оказанных услуг

Довольно часто региональный оператор включает в договор условие о своем праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Это может звучать так: «В случае отсутствия со стороны Исполнителя коммунальных услуг в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документальна подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Исполнителем коммунальных услуг в полном объеме».

Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.

4. Необоснованное освобождение от ответственности

В типовом договоре есть раздел VII «Обстоятельства непреодолимой силы». В нем приводится общая формулировка о том, что «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы».

Между тем, региональные операторы «выворачивают» это условие следующим образом: «Региональный оператор освобождается от ответственности за полное и (или) частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, а именно: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автотранспорта, и иных объектов, ограничивающих подъезд мусоровоза к месту накопления ТКО)».

То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

к содержанию ↑

Шесть нарушений закона о конкуренции в работе регоператора по ТКО

ФАС России направила в свои территориальные органы подробное письмо о том, когда действия регионального оператора по обращению с ТКО в отношении потребителей считаются нарушением № 135-ФЗ. Ведомство разобрало вопросы заключения договоров, коммерческого учёта ТКО и отказа регоператора от выполнения своих обязательств. Читайте обзор письма.

Интересно  Возражение администрации на иск о признании реконструкции жилого дома

ФАС России определила основные нарушения в пяти сферах работы регоператора по обращению с ТКО

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно рассказала о доминирующем на рынке положении региональных операторов по обращению с ТКО и их работе по вывозу отходов. Письмо – это разъяснения для территориальных органов ведомства, методическая помощь по вопросу выполнения п.п.

3, 5 ч. 1 ст.

10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

  1. Доминирующее положение регионального оператора.
  2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.
  3. Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО.
  4. О порядке коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО.
  5. Порядок сбора и вывоза ТКО.

Делаем краткий обзор каждого блока в помощь УО и жителям домов при построении отношений с регоператорами по обращению с ТКО.

к содержанию ↑

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Согласно постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с регоператором, в зоне деятельности которого находятся места, площадки их накопления (п. 5 Правил № 1156).

Поэтому положение регоператора считается доминирующим (ч. 1 ст. 5 № 135-ФЗ). Он оказывает решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и может устранять с него другие субъекты, затруднять доступ на него.

к содержанию ↑

Изменение существенных условий типового договора с потребителем

Согласно ПП РФ № 1156. Он может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству, положениями.

Как отмечает ФАС России, само по себе включение регоператором в договор условий, которые не предусмотрены типовой формой, не является нарушением антимонопольного законодательства, если эти условия согласованы сторонами и относятся к целям и предмету договора.

Нарушением может стать случай, когда он исключил из документа существенные условия или изменил их. Даже если такой договор был подписан без возражений контрагента и исполняется, территориальные управления ФАС вправе квалифицировать поведение регоператора как злоупотребление (п.

15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2, решение УФАС по Курганской области от 21.07.2020).

к содержанию ↑

Несоблюдение требований СанПин к периодичности вывоза мусора из мест его накопления

Мнение эксперта
Морозов Василий Юрьевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

ФАС России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно остановилась на вопросе, должен ли регоператор соблюдать санитарные нормы и правила по срокам и периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок.

Согласно п. 3 Правил № 1156, регоператоры работают с учётом экологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эта деятельность должна быть безопасной для населения и окружающей среды.

Законы в сфере обращения с ТКО устанавливают императивные требования для регоператора в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по вопросу периодичности вывоза мусора с площадок. Так, она должна соответствовать срокам временного накопления несортированных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.

    ;
к содержанию ↑

Нарушение порядка заключения договора в сфере обращения с ТКО и урегулирования разногласий

Порядок заключения договора между регоператором по обращению с ТКО и потребителем зафиксирован в Правилах № 1156. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.

Ещё один вызывающий споры и разногласия вопрос – порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО. В соответствии с п. 15 типового договора, стороны обязаны выбрать способ коммерческого учёта отходов в соответствии с Правилами № 505.

Согласноп. 5 Правил № 505, п.

148(30) Правил № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях учёт ТКО ведётся исходя из нормативов накопления отходов. В случае если введено раздельное накопление отсортированных ТКО – исходя из количества и объёма контейнеров.

При раздельном сборе отходов расчёты «по факту» являются обязательными для регоператоров.

Если регоператор навязывает потребителям иные, невыгодные условия коммерческого учёта ТКО, то такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

к содержанию ↑

Отказ от выполнения обязанностей по вывозу ТКО при наличии действующего договора

В НПА нет случаев, при наступлении которых регоператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, компания обязана оказывать соответствующую услугу потребителям.

Регоператор не может отказаться от вывоза отходов, если у потребителя накопилась задолженность или суд рассматривает спор между ним и компанией.

к содержанию ↑

На заметку

  • регоператор занимает доминирующее положение на рынке и не вправе злоупотреблять этим положением при заключении договора на свои услуги;
  • коммерческий учёт ТКО в отношении жителей многоквартирных домов должен вестись исходя из нормативов или по «факту», что должно быть прописано в договоре;
  • при наличии раздельного сбора отходов расчёт платы за мусор всегда должен исходить из количества и объёма установленных на площадке контейнеров;
  • регоператор не вправе прекратить вывозить мусор, если у жителей дома или УО есть перед ним задолженность или компания в суде оспаривает нормативы коммунальной услуги, условия договора.

Мы уже приводили примеры судебных споров между потребителями и регоператорами в отношении способа расчётов за услуги по обращению с ТКО. В одном ТСЖ смогло доказать, что вправе платить только за фактический объём вывезенного мусора, а в другом УО добилась перерасчёта платы за эту услугу в отношении нескольких МКД, поскольку регоператор неправомерно вёл расчёты не по нормативу, а по факту.

Если вы считаете, что региональный оператор в отношении МКД под вашим управлением нарушает нормы законодательства в сфере обращения с ТКО, используйте письмо ФАС России и судебную практику, чтобы это доказать.

к содержанию ↑

Как успешно пожаловаться на регионального оператора по вывозу мусора: 4 способа подачи жалобы

С 01 января 2019 года изменился порядок сбора, вывоза и утилизации мусора. Новшества коснулись и договорных отношений с организациями по вывозу бытовых отходов.

Интересно  Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании платы за найм жилого: образец 2024 года

Теперь они допускаются к работе через конкурс, но вряд ли это гарантирует безупречное качество услуг. Несоблюдение сроков сбора, отсутствие сортировки, завышенные тарифы – повод жаловаться на регионального оператора по вывозу мусора.

Таблица №1. Куда жаловаться на регоператора

к содержанию ↑

Основные понятия и термины

Перед разбором способов борьбы за свои потребительские права необходимо определиться с основными понятиями.

По действующему законодательству под «мусором» понимают твердые коммунальные отходы, образующиеся как результат процесса потребления физических лиц и деятельности организаций всех форм (далее – ТКО). В некоторых нормативных актах синонимом ТКО выступает термин «бытовые отходы».

Кто такой региональный оператор? Это юридическое лицо, которое выбирается на 10 лет органом субъекта посредством проведения конкурса. На территории одного субъекта РФ может действовать несколько регоператоров. После определения этой организации уже сами собственники мусора заключают с ней договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

На стороне собственников выступают:

  • управляющие компании, ТСЖ, ЖСК;
  • собственники нежилых и жилых помещений;
  • владельцы индивидуальных домов;
  • садовые некоммерческие товарищества;
  • юридические лица и ИП.

Что включает в себя понятие «обращение с ТКО»? Это сбор отходов в специальные емкости (контейнеры, мешки и т. д.) и последующий его вывоз в соответствующие места (полигоны, мусоросжигательные заводы и т. п.) для утилизации, захоронения, переработки.

О том, с какими сложностями сталкиваются при внедрении новых требований к вывозу мусора, смотрите в сюжете:

к содержанию ↑

Какие нарушения могут быть со стороны оператора

Весь перечень обязанностей указан в типовом договоре, с которым можно ознакомиться в том числе на сайте своего регоператора. Но основными проблемами при оказании услуг являются следующие моменты:

  1. Завышены тарифы. Их устанавливают органы региональной власти и обнародуют на своих официальных сайтах. Но организации иногда самовольно превышают нормы.
  2. Не соблюдаются сроки вывоза мусора. Согласно действующим санитарным правилам, в холодный период (при температуре ниже +5 градусов) допускается вывозить ТКО 1 раз в три дня. В теплый (при температуре выше +5 градусов) – обязателен вывоз каждый день.
  3. Если на контейнерной площадке установлены баки для сортировки отходов, а сборщики все сваливают в один мусоровоз. При этом оплата услуг включает в себя и работу по сортировке, т. е. сумма не оправдана.
к содержанию ↑

Порядок обжалования

В случае невыполнения организацией ее обязанностей первым шагом целесообразно высказать претензию в свою управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, а также непосредственно в диспетчерскую службу оператора. Для этого можно просто позвонить.

Мнение эксперта
Морозов Василий Юрьевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

Но лучше зафиксировать обращение по электронному адресу, тогда на следующем этапе будет легче доказать факт многократного нарушения порядка оказания услуги.

При систематическом нарушении правил вывоза мусора следует направить жалобу на некачественные услуги обслуживающей организации одновременно или по выбору:

  • в соответствующий орган субъекта РФ (как правило, это подразделение по вопросам ЖКХ);
  • в Государственную жилищную инспекцию – это тоже региональный надзорный орган;
  • в территориальное подразделение Роспотребнадзора;

Если результат предварительной работы неудовлетворителен, то необходимо подключать органы региональной прокуратуры. Сюда можно направить жалобу и на недобросовестность оператора, и на бездействие вышеуказанных органов власти.

Кардинально решить вопрос поможет подача заявления в суд. Однако для его подготовки требуется квалифицированная юридическая помощь.

к содержанию ↑

Содержание жалобы

Обращения от населения не требуют точных юридических формулировок и обоснований.

Рис. 1. Как оформить претензию

Поэтому никаких жестких требований к форме и содержанию жалобы на регионального оператора по вывозу мусора законодатель не предъявляет. Однако некоторые формальности соблюсти все равно необходимо, поэтому в письме указываются следующие сведения:

  • данные заявителя: ФИО, адрес проживания, телефон – для гражданина; наименование, юридический адрес – для юридического лица;
  • наименование и адрес органа, куда направляется жалоба;
  • изложение своими словами сути дела, перечисление нарушений;
  • если текст содержит ссылки на какие-то видео- или фотоматериалы, то надо приложить эти доказательства;
  • подпись заявителя и дата составления бумаги.
к содержанию ↑

Как направить жалобу

Пожаловаться можно несколькими способами:

  • лично передать письмо в канцелярию, приемную или отдел делопроизводства любой из перечисленных ранее организаций;
  • направить почтой заказным посланием;
  • через интернет-сервисы, которые размещены на официальных сайтах соответствующих региональных органов, в том числе и прокуратуры субъекта РФ. Территориальный орган Роспотребнадзора можно найти на федеральном сайте.

Рис. 2. Сайт Роспотребнадзора

Можно оставить претензию на портале РосЖКХ или местных сайтах «Наш город Москва» или «Наш Санкт-Петербург», порталах «Наш город Москва» или «Добродел», жители Нижнего Новгорода – «Наш Нижний», петербуржцы – «Наш Санкт-Петербург». Также можно оставить претензию на сайте РосЖКХ.

Все жалобы, независимо от способа доставки, рассматриваются в течение 30 дней с даты поступления в орган.

Автор статьи
Морозов Василий Юрьевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.
Следующая
Судебное правоВозражение администрации на иск о признании реконструкции жилого дома

Добавить комментарий

Adblock
detector