Практика удовлетворения жалоб УФАС по 223 ФЗ

В предыдущей статье приводилась жалоба в ФАС по поводу незаконного отклонения заявки участника – ООО «Рога и копыта» с лучшим предложением о цене договора заказчиком – ОАО «Курам на смех». Комиссия ФАС рассмотрела жалобу и признала её обоснованной, но, увы, никаких предписаний не вынесла. Рассмотрим решение ФАС подробнее.

ОБОСНОВАНА, ПРЕДПИСАНИЯ НЕ ВЫДАВАТЬ

Комиссия ФАС пришла к выводу, что подмена понятия «торги» понятием «оферта» является недоказанным, мол, заказчик не отказывается от намерения заключить договор с победителем. Здесь она Америку не открыла, ведь в том, что заказчик собирается заключить договор с участником, предложение которого было наихудшим, заявитель не сомневался.

Касательно нарушений закона 223-ФЗ и Положения о закупке Заказчика, комиссия ФАС полностью признала правоту заказчика. Действительно, мол, итоговом протоколе заказчик неправильно указал объем закупаемой продукции, также в нем отсутствует дата заключения контракта.

Но комиссия ФАС сослалась на Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 22.12.2005 г. №101, в соответствии с которым нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.

к содержанию ↑

И ДАЛЬНЕЙШИЕ ЧУДЕСА ПРАВОСУДИЯ

Наконец к главному вопросу об определении победителя комиссия ФАС отнеслась совершенно формально, пояснив, что поскольку запрос котировок был признан несостоявшимся – заказчик отклонил 2 заявки из трех, то Постановление Правительства №925 уже не применяется, и заказчик может вносить в договор цены за единицу продукции, предложенные «уцелевшим» участником. Комиссия ФАС указала, что если бы допущенных заявок было больше, то заказчик применил бы пункт 5(д) Постановления Правительства № 925.

С ее выводом можно было бы согласиться, если бы не одно «но».

На запрос котировок было подано 3 заявки. Две заявки с лучшими ценовыми предложениями были отклонены из-за несоответствия надуманному критерию: цена в предложении участника за каждую единицу продукции не должна превышать начальной максимальной цены, указанной в тендерной документации.

ФАС не обратил внимания на то, что в действиях заказчика отсутствовала логика.

Так, если бы данная закупка была многолотовой (с долевым участием) данный критерий, без сомнения, играл бы важную роль. Один участник, например, предложил бы цену за единицу продукции в лоте 3, меньшую или равную начальной максимальной цене, указанной в документации заказчика, а в лоте 5 – большую, а другой участник – в лоте 3 большую цену, а в лоте 5 – меньшую, соответственно.

Тогда у заказчика были бы все основания присудить победу первому участнику в лоте 3, а второму – в лоте 5.

Обжалованная же закупка была однолотовой, так что применение к оценке заявок критерия сопоставления по единичным ценам в принципе не имело никакого смысла. В документации упоминался еще вариант заключения договора по единичным расценкам без указания объема закупаемых товаров, но такой вариант не проходил, ведь количество единиц продукции было указано в документации.

Здесь единственным реальным критерием могла быть только цена договора.

Наконец, если бы была подана всего одна заявка, то есть процедура изначально бы получилась неконкурентной – закупкой у единственного поставщика, тогда действительно, ПП 925 не применялось бы.

В нашем же случае заявок было 3, а после необоснованного отклонения осталась одна допущенная заявка. Заказчик своим незаконным отклонением перевел процедуру из разряда конкурентных в разряд неконкурентных – фактически планируя произвести закупку у единственного участника, при этом, по наиболее невыгодной цене.

Этим он нарушил сам принцип закупок, а именно, подпункт (3) статьи 3.1 закона 223-ФЗ, требующий целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, закупка получилась неэффективной. Но это, к сожалению, не привлекло внимание комиссии ФАС.

к содержанию ↑

ИТОГИ ЖАЛОБЫ В ФАС

В итоге, жалоба признана обоснованной, а толку чуть. Ну, оштрафуют теперь заказчика за административное правонарушение – ошибки в протоколе и что дальше? Все равно он заключит договор с участником с наихудшим ценовым предложением.

Обращаться в арбитражный суд смысла нет – даже если признает правоту заявителя, но контракт будет уже заключен к моменту вынесения решения и победитель успеет поставить весь товар или его часть. И любое решение суда окажется холостым.

Прокуратора, тоже вряд ли здесь поможет, поскольку, не имея возможности глубоко вникнуть в суть проблемы в виду отсутствия профильных специалистов, скорее всего перешлет дело обратно в тот же ФАС. Органы финансового контроля тоже вряд ли станут заниматься этим вопросом, поскольку заказчик – организация коммерческая, а начальная максимальная цена договора (НМЦД) невелика.

Маловероятен эффект и от вмешательства уполномоченного органа по защите прав предпринимателей. Опять же – маленькая НМЦД, внушительный заказчик.

к содержанию ↑

Решение №78/23193/19 Т02-441/19 по жалобе ФБУ «УРАЛТЕСТ» от 12 июля 2019 г. из базы решений ФАС (№39862) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.

по жалобе № Т02-441/19

09 июля 2019 года Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

с участием представителей ООО «Газпром переработка» (далее — Организатор торгов) ;

Мнение эксперта
Михайлов Денис Максимович
Практикующий юрист с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

в отсутствие представителей ФБУ «УРАЛТЕСТ» (далее Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), Положени ем о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (новая редакция), версия 31 от 02.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

Начальная (максимальная) цена

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

04.06.2019 в 10:00 (МСК)

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

Место рассмотрения и оценки заявок

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Заседание комиссии по рассмотрению жалобы, назначенное на 02 июля 2019 года, было перенесено в связи с неявкой представителей и непредставлением ООО «Газпром переработка» запрашиваемых документов, в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 14.1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ .

Интересно  Положена ли выплата опекуну матери над недееспособным сыном инвалидом детства 2 группы

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/21117/19 от 24 июня 2019 года, представлены в дату перенесенного заседания Комиссии 09 июля 2019 года для обозрения.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов , Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст.

18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд .

Согласно ч. 2 ст.

18.1 Закона № 135-ФЗ д ействия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .

В соответствии с п. 1 ч.

10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника за купки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

ООО «Газпром переработка» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст.

2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст.

2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Следуя ч. 6 ст.

3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требова ния к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст.

4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее — итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.

В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст.

3.2 Закона №223- ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Интересно  Как написать заявление на инвалидность

В соответствии с п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны бы ть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой з акупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 2.5.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка Заявок проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе».

В соответствии с 2.5.13 Документаци и по результатам конкурентного отбора Комиссия признает победителем участника, чья заявка на участие в конкурентном отборе набрала наибольшее по сравнению с другими Заявками количество баллов по результатам оценки и сопоставления Заявок. Комиссия вправе по результатам конкурентного отбора определить нескольких поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это предусмотрено п.

п. 5.1.36 информационной карты.

Согласно разделу 3 Приложения №3 к Документации р ейтинг заявки на участие в конкурентном отборе представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).

Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.

Для данного конкурентного отбора максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах равных 100%.

Сравнительная оценка конкурсных заявок Участников проводится по следующим критериям:

1. Оценка нестоимостного критерия

2. Оценка коммерческого предложения

Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в конкурентном отборе Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в конкурентном отборе, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент весомости (T).

Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в конкурентном отборе Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).

Итоговая оценка Заявки на участие в конкурентном отборе Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.

При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:

к содержанию ↑

Как обратиться в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Схематичная инструкция

Процедуры государственных закупок часто нарушают права и законные возможности участников. К ним относятся незаконное отклонение тендеров, ограничение конкуренции и установление незаконных требований.

Мнение эксперта
Михайлов Денис Максимович
Практикующий юрист с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Это связано с незнанием или непониманием закона клиентом, а в некоторых случаях — с умышленным нарушением прав участников рынка ради собственной выгоды. В таких случаях нарушенные права должны быть восстановлены.

Одним из наиболее эффективных способов сделать это, является подача участником жалобы в регулирующий орган. Согласно Закону о приобретении контроля над некоторыми юридическими лицами и Антимонопольному закону, клиенты могут жаловаться регулятору на незаконное поведение.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее региональные отделения являются федеральными административными органами, уполномоченными осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках.

к содержанию ↑

Обжалование нарушений по 223-ФЗ

Все участники процедуры торгов имеют право подать жалобу в антимонопольный орган или суд (ч. 9 и 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ) . Многие участники, считающие, что их права или закон были нарушены, подают жалобу в ФАС.

Согласно правилам закупок агентства, потенциальные поставщики, назначенные участниками торгов, могут подать жалобу на участника торгов. Однако на практике, ФАС получает жалобы как от формально признанных участников торгов, так от поставщиков, которые могли бы принять участие в тендере, если бы заказчик не противоречил правилам.

В случае, если жалоба подана, ответственный комитет проведет полное расследование. Поэтому нередки случаи, когда заказчика обвиняют в нарушении прав, даже если жалоба поставщика необоснованна и даже если поставщик не фигурирует в жалобе.

Однако это не самое худшее, что может случиться с поставщиком, если антимонопольный орган установит факт нарушения. Даже если будет установлено нарушение, УФАС не может вынести судебный запрет.

Это возможно в случаях незначительных нарушений, которые не влияют на выбор участника торгов, или когда заказчик смог заключить и исполнить контракт с участником торгов.

Совет. Не допускайте, чтобы эта ситуация привела к жалобе в ФАС или судебному разбирательству с клиентом. Это возможно только в том случае, если вы на 100% уверены, что находитесь на правильном пути.

Нередко поставщики подают жалобу, не зная юридических деталей и не понимая, что они сами неправы. Что думаете по, будут ли люди рады работать с такими поставщиками? Постарайтесь разрешить любые разногласия, возникающие в процессе общения, и сообщите клиенту причину их возникновения.

Статья 18.1 Закону 223-ФЗ, статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» устанавливает краткую процедуру, согласно которой участники процедур государственных закупок, организованных в соответствии с Законом 223-ФЗ, могут подать жалобу в антимонопольный орган, и все процедуры будут завершены в течение одной недели. Этот срок необходим для того, чтобы Антимонопольный орган мог отменить неправильное решение до того, как заказчик заключит контракт с победителем торгов.

Если контракт уже заключен, аннулировать его может только суд, а антимонопольный орган может только наложить штраф на нарушителя (к размеру штрафа мы вернемся в следующей статье). Судебная процедура, регулируемая АПК, намного дольше внесудебной процедуры упрощенного типа, которая может занять несколько месяцев.

Закон не запрещает подавать жалобу и иск в ФАС одновременно. Однако рекомендуется сначала использовать внесудебную процедуру, добиваясь отмены решения ФАС судом, если это необходимо, и требуя компенсации от покупателя за нарушение поставщика.

Хотя в принципе как судебные, так и внесудебные механизмы правовой защиты предназначены для поставщиков, чьи права были нарушены поведением покупателя, они также могут быть использованы в исключительных обстоятельствах, то есть в ситуациях, которые все еще встречаются на практике, когда покупатель сам сталкивается со сговором между поставщиками, который приводит к ограничению конкуренции в поставках, организованных честным покупателем.

Согласно положениям ч. 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ, ЕИС Согласно пункту ч. 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ, участники торгов могут подавать жалобы в заказчик в следующих случаях, перечисленных в закрытом перечне ЕИС: не опубликование договорной документации, изменений к договорной документации и договорной информации или нарушение положений общей процедуры государственных закупок, касающихся такого опубликования. Требование к участникам торгов представить документы, которые не требуются, неофициальное опубликование договорной документации, изменений к договорной документации.

Также информации о контракте, заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг без официального опубликования контрактной документации, изменений в контрактную документацию и информации о контракте.

Обжалование решения о заключении договора в соответствии с Законом о государственных закупках подается в течение 10 дней после публикации протокола заседания, на котором рассматривался и оценивался запрос на участие, протокола заседания. На котором рассматривался тендер протокола заседания, в котором подводились итоги тендера.

Протокола заседания, на котором рассматривался запрос на участие, и протокола заседания, на котором тендер был представлен в электронном виде. Если эти протоколы были аннулированы по какой-либо причине.

Действия (бездействие) администратора электронной платформы, связанные с аутентификацией участников торгов на электронной платформе, могут быть оспорены в течение 30 дней. Жалоба должна содержать информацию о действиях (бездействии) заказчика, правомочной организации или уполномоченного органа, оператора платформы и членов конкурсной комиссии в течение вышеуказанного периода.

Участники торгов могут оспорить документы электронного тендера вплоть до истечения срока подачи электронных тендеров. Только участник тендера, подавший заявку на участие в электронном тендере, может подать жалобу любому уполномоченному лицу на действия или бездействие после начала рассмотрения его заявки.

Интересно  Льготы по ЖКХ для пенсионеров старше 70 лет Тамбов

Именно до присуждения контракта участники электронного тендера могут оспорить любое действие или бездействие заказчика. А также и любого уполномоченного лица во время рассмотрения второй части заявки или во время присуждения контракта.

По истечении срока подачи жалобы в ФАС в рамках процедуры закупок поведение заказчика или уполномоченного лица, участвующего в организации и проведении электронного конкурса. Может быть оспорено только в суде.

Учитывая требования ч. 11 ст.

18.1 Закона «О защите конкуренции» Если требования, изложенные в нем не соблюдены, процедура закупок приостанавливается до разрешения жалобы. Согласно разделу 12, лицо, на которое подана жалоба (организатор процедуры, подрядчик ЭТП или комитет по закупкам), должно сообщить участнику торгов о жалобе, ее сути, а также о месте и дате проведения расследования в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления.

УФАС издает соответствующий приказ о приостановке. Если расследование жалобы не привело к изданию приказа о приостановлении или продолжении процедуры, процедура закупок продолжается там, где она была приостановлена.

При этом все строки делятся на количество дней приостановления после подписания решения компетентного органа, расследовавшего жалобу.

к содержанию ↑

Содержание жалобы в ФАС

Какое содержание должно быть в жалобе в ФАС:

  • подробную информацию о заявителе;
  • указание на закупку;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика;
  • документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
  • документы, подтверждающие полномочия участника закупки, подписавшего жалобу;
  • перечень представленных в составе жалобы приложений.

Обжалование нарушений по 44-ФЗ

Мнение эксперта
Михайлов Денис Максимович
Практикующий юрист с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Антимонопольный орган не рассматривает жалобы на нарушения законодательства о государственных закупках в рамках упрощенной процедуры. Такие жалобы по-прежнему подлежат рассмотрению в рамках основных административных процедур.

В частности, Федеральная антимонопольная служба России и ее региональные управления расследуют дела о нарушениях антимонопольного законодательства и закона о договорных правилах в порядке, установленном главой 9 закона о конкуренции. А также уведомления юридических или физических лиц, сообщения СМИ и нарушения, выявленные Антимонопольным ведомством в ходе проверок.

Естественно, которые имеют отношение к нарушениям. Однако более надежным является само уведомление о нарушающей деятельности, а не ожидание сообщений государственных органов или средств массовой информации.

Иск о нарушении правил конкуренции может быть подан в течение трех лет с даты, когда произошло нарушение, или, если нарушение продолжается, в течение трех лет. В данном случае с даты, когда нарушение прекратилось или было обнаружено.

Дело может быть возбуждено антимонопольным органом по месту совершения нарушения или по месту жительства или постоянного пребывания ответчика. В редких случаях, когда дело расследуется не региональным управлением антимонопольной службы, а непосредственно Административным судом Российской Федерации, местонахождение ответчика или место, где было совершено нарушение, не имеет значения.

Установлены правила передачи заявлений, документов и антимонопольных дел из одного антимонопольного бюро в другое для рассмотрения приказом ФАС РФ от 1 июля 2007 г. № 244.

Для расследования дел Антимонопольное бюро создает Комитет по расследованию нарушений антимонопольного законодательства. Состав которого утверждается Антимонопольным бюро и действует от имени Антимонопольного бюро.

Сторонами антимонопольного разбирательства являются истцы, ответчики и участники. Они могут участвовать в судебном разбирательстве самостоятельно или через своих представителей.

Лица не лишаются права на представительство, если они участвуют в деле. Дела, касающиеся организации, будут рассматриваться сотрудниками или представителями организации в пределах их компетенции.

Эксперты, переводчики и лица, обладающие соответствующей информацией, также могут принять участие в рассмотрение дела.

к содержанию ↑

Подача заявления в ФАС

Запрос должен быть подан в письменном виде в антимонопольный орган. Запрос должен содержать информацию о заявителе, предмете запроса, описание правонарушения, характер преследования и перечень подтверждающих документов.

Мнение эксперта
Михайлов Денис Максимович
Практикующий юрист с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.

Если эти документы не могут быть предоставлены, заявитель должен указать причины, по которым они не могут быть предоставлены. Затем указать, от какого лица или органа они могут быть получены.

Соблюдение этого требования важно, поскольку, согласно статье 44 Закона о конкуренции, антимонопольный орган отклонит заявку. Возможно просто откажет в ее удовлетворении без документации и уведомит об этом заявителя в письменной форме в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.

к содержанию ↑

Предварительное рассмотрение заявления

В случае подачи заявления о нарушении закона о конкуренции, орган рассмотрит заявление и соответствующие материалы в течение одного месяца. Этап расследования является подготовительным этапом для рассмотрения жалобы и в конечном итоге определяет, может ли жалоба служить основанием для возбуждения разбирательства.

В ходе расследования ФАС России вправе запросить в письменной или устной форме документы, информацию и объяснения, касающиеся обстоятельств, изложенных в запросе или материалах.

На этапе предварительного расследования жалобы у ответчика есть определенная возможность убедить УФАС не возбуждать дело. Это означает предоставление максимально подробного, четкого и обоснованного ответа на запрос УФАС.

к содержанию ↑

Решение по предварительному рассмотрению

Если необходимо собрать и проанализировать дополнительные доказательства, срок может быть продлен на два месяца. Путем письменного уведомления заявителя (раздел 44(4) Закона о защите конкуренции).

В результате, заявитель будет проинформирован в течение одного месяца о возбуждении или отклонении дела или о продлении срока рассмотрения. Согласно статье 44 (Закона о защите конкуренции), решение об отклонении заявки будет направлено заявителю в течение 10 дней.

В случае принятия решения о возбуждении дела антимонопольный орган издает приказ о создании комиссии по рассмотрению дела, копия которого направляется заинтересованной стороне в течение 3 дней с момента издания.

Председатель комитета принимает решение о пересмотре дела и направляет копию решения заинтересованной стороне в течение 15 дней после издания приказа.

к содержанию ↑

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение.

В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка.

Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства.

Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

При подготовке к вынесению решения ответчик может подать возражение, чтобы убедить УФАС не принимать решение о нарушении или, по крайней мере, не выносить судебный запрет и не получать взыскания.

Автор статьи
Михайлов Денис Максимович
Практикующий юрист с 7-летним стажем. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в экспертизе документов.
Следующая
ДругоеКакая положена выплата военным пенсионерам отслужившим 20 лет уголовно исполнительной системы за обмудрование

Добавить комментарий

Adblock
detector