Основания прекращения прав на земельные участки – законодательная база вопроса, порядок процедуры

2091

статьи:

Основания принудительного прекращения права собственности на надел

В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок. Прекращено может быть и право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования. Основания для этого установлены следующие:

  1. Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
  2. Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
  3. Невыполнение обязательств.
  4. Изъятие надела, владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
  5. Совершение неправомерных действий, в частности:
  • нарушение норм эксплуатации, которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
  • манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
  • игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и использование ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
  • неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
  • нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
  • несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
  • отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
  • систематическая неуплата установленных налогов и сборов.

Принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется на определенных условиях и в порядке, оговоренном в нормах ст. 282-286 ГК РФ.

Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам.

В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств.

При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится государственной либо муниципальной собственностью.

Способы принудительного прекращения прав

Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:

  1. Выкуп. В ГК оговорено, что изъятие земли у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка. Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
  2. Конфискация земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
  3. Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой реквизицией. Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.

Порядок прекращения прав на земельный надел

Как и любое правомерное действие, принудительное прекращение права собственности на земельный участок, выполняется по правилам, оговоренным в ГК и ЗК. Процедура проходит в следующем порядке:

  1. Определение основания для осуществления соответствующих действий.
  2. Выявление собственника земельного участка посредством направления ответственными органами запросов в общий реестр, архивы и прочие инстанции. Еще один используемый метод – размещение информации о поиске на официальных порталах и щитах местного назначения. Если владелец не найден, суд, на основании заявления ответственного органа, признает право за государством на владение участком. Эта процедура проводится не менее чем за 60 дней до вынесения решения.
  3. Администрация муниципалитета либо другая организация, имеющая соответствующие права, принимает решение об изъятии участка. В течение 10 дней содержание документа доводится до сведения собственника и придается гласности: размещается на официальном ресурсе, отправляется в Российский реестр. Действует ограничение во времени: Решение имеет силу в течение трех лет.
  4. За 60 дней до следующей процедуры проводится экспертная оценка стоимости земли.
  5. Соглашение об изъятии направляется собственнику. Он может не подписывать его, но через 90 дней ответственный орган вправе подать заявление в суд. Завершение процедуры в этом случае пройдет на основании судебного решения.

Если лишение прав на частную собственность проходит не в связи с государственной или муниципальной необходимостью, владелец, совершивший правонарушение или не соблюдавший правила эксплуатации надела, заблаговременно уведомляется о причине.

В некоторых случаях назначается штраф, при его неуплате и игнорировании предупреждения официальный орган власти или управления на местах выносит соответствующее решение. Согласие собственника с действиями данных органов, оформленное в письменном виде, позволит выставить участок на аукцион.

В случае несогласия владельца с решением, дело направляется в суд.

Список документов

Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:

  • Заключение о состоянии участка.
  • Уведомление собственника.
  • Соглашение об изъятии надела.
  • Письменное согласие собственника.

Также применяются следующие документы:

  • Судебные приказы и исполнительные листы.
  • Постановления уполномоченных органов и приставов.
  • Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.

Последствия принудительного лишения собственности на землю

После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он переходит в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади, а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.

Постановление, вынесенное на основании документов и заявления ответственного органа, подлежит обжалованию. Иногда это помогает восстановить законное владение. Наделы, изъятые по реквизиции, подлежат возврату.

Пример по принудительному прекращению права на земельный участок

В марте текущего года был принят правовой документ о принудительном лишении гражданина Г. правом собственности на земельный участок, который необходим для строительства пешеходного моста.

Поскольку владельцем не было подписано обязательное для данной процедуры соглашение о выкупе, в суд подан иск на гражданина Г. Решение суда было принято в пользу ответчика. Оно основано на несоблюдении требований ГК, владелец участка должен быть уведомлен о данном факте.

Нарушение порядка изъятия стало причиной отказа в иске.

Заключение

Принудительное лишение права собственности на землю производится по правилам и в соответствии с порядком, установленными законом. Основные моменты процедуры:

  1. Принять такое решение может только суд.
  2. Для осуществления данных действий необходимы веские основания, правомерного характера.
  3. Возможно провести обжалование.
  4. Отклонение от порядка приведет к неудовлетворению иска, поданного органами власти.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права на надел

Вопрос: Добрый день, пишет вам Анастасия. Ответственные лица нашей городской администрации поставили меня в известность о том, что участок, находящийся в собственности будет изъят в связи с территориальной необходимостью – для строительства дороги. На основании чего может быть осуществлена такая процедура?

Ответ: Анастасия, ЗК предполагает соблюдение конкретных условий для проведения процедуры изъятия участка в связи с муниципальной или государственной необходимостью. Они оговорены в в п. 2 ст. 49 ЗК РФ. В частности, необходимость строительства автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (при отсутствии альтернативы).

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 54 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prinuditelnoe-prekrashhenie-prav-na-zemlyu/

Прекращение прав на земельные участки в связи с ненадлежащим их использованием

Князькова Т. С., Чмыхало Е. Ю. Прекращение прав на земельные участки в связи с ненадлежащим их использованием [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7781/ (дата обращения: 07.06.2019).

Земельный правопорядок существует тогда, когда все участники земельных правоотношений соблюдают нормы земельного права: беспрепятственно реализуют права и надлежаще исполняют обязанности.

Нарушение субъективных прав и невыполнение возложенных законом обязанностей посягают на установленный в обществе и охраняемый законом земельный правопорядок и в конечном счете влечет привлечение к юридической ответственности.

Основанием ответственности в области охраны и использования земель является земельное правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на земельные общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения. [5]

В российском законодательстве закрепляется и специальная санкция — принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования. Наличие такой санкции в нормах земельного законодательства и специальный порядок ее наложения позволили некоторым ученым утверждать о существовании земельно-правовой ответственности.

Интерес к проблемам земельно-правовой ответственности возрос с 2001 г., после вступления в силу Земельного кодекса РФ [1] и гл. 17 Гражданского кодекса РФ [2].

Согласно данным нормативным правовым актам санкция земельно-правовой ответственности заключается в принудительном прекращении у лица права на земельный участок за совершение отдельных видов земельных правонарушений (ненадлежащее использование).

Суть закрепления законодательством данной меры состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, землевладельцев и землепользователей в целях обеспечения стабильного и надлежащего земельного правопорядка.

Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании — главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки.

Основания прекращения прав на земельные участки у землевладельцев и землепользователей содержит в ст. 45 ЗК РФ, они не применимы в отношении земельных участков, используемых на правах собственности.

Основания прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, предписаны в 284 и ст. 285 ГК РФ.

Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства. [4]

Читайте также:  Как узаконить пристройку к частному или многоквартирному дому

В целом большинство специалистов едины во мнении, что вопросы принудительного изъятия земельных участков у собственников в связи с ненадлежащим их использованием урегулированы недостаточно. Статья 286 ГК РФ регулирует процедуру изъятия земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования.

Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено. В 2010 г. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3] был дополнен правовыми нормами, определяющими порядок изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника инициируется в случае неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения органом государственного земельного надзора административного наказания и с истечением срока выданного предупреждения.

Таким образом, только в отношении земель сельскохозяйственного назначения может быть прекращено право собственности на них при ненадлежащем использовании.

С целью устранения пробела в земельном законодательстве депутаты Государственного Совета Республики Татарстан разработали проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», который в сентябре 2009 г. внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Этим проектом предлагается изложить в новой редакции статьи 44 ЗК РФ, а также дополнить Земельный кодекс РФ новой статьей 54.1 «Условия и порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц, являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка».

Статьей регламентируется порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок, в основе которого лежит судебное решение и продажа земельного участка с публичных торгов. Средства, полученные от продажи земельного участка, за вычетом расходов на проведение торгов, передаются бывшему собственнику земельного участка.

В случае согласия собственника земельного участка с его изъятием земельный участок продается на торгах без решения суда. [6]

Земельно-правовые санкции имеют огромный потенциал в сохранении земельно-правового порядка. В настоящее время основная проблема не в том, к санкциям какого вида ответственности отнести меры о принудительном прекращении прав на земельные участки, а в обеспечении их применения на практике.

Например, в судебной практике можно встретить иски о принудительном прекращении прав на земельные участки, не используемые более 10 лет.

Соответственно, возникает вопрос о добросовестности выполнения своих обязанностей лицами, обязанными следить за надлежащим использованием земель, о правовой культуре и уровне правосознания граждан, допускающих и попустительствующих таким нарушениям.

Одной из задач Российского государства является обеспечение действия закрепленного в законодательстве механизма защиты интересов общества в рациональном использовании земельных ресурсов с помощью специальных мер. [7]

Можно привести немало примеров и использования не по назначению земель населенных пунктов. Прокуроры выявляют факты бездействия органов местного самоуправления, в частности, они крайне редко направляют в суды исковые заявления о принудительном изъятии земельных участков в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целевым назначением.

Пробел в правовом регулировании указанного вопроса непосредственно отражается на эффективности использования земли.

В качестве вывода хотелось бы отметить следующее: причины низкой эффективности земельно-правовой ответственности заключаются в не согласованности норм ЗК РФ и ГК РФ; недостатках деятельности органов государственного земельного надзора по установлению оснований и соблюдению досудебного порядка привлечения к земельно-правовой ответственности, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в принятии мер по прекращению прав на земельные участки посредством обращения в суд с соответствующими исковыми заявлениями.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7781/

Прекращение права собственности на земельный участок (лишение, признать отсутствующим, отчуждение) — в 2019 году, порядок и основания

Право собственности на земельные участки регламентируется Конституцией РФ, гражданским и земельным законодательством, предоставляя гражданам различные имущественные гарантии. Однако, законом установлен и ряд условий, влекущих прекращение прав на земли.

Право собственности может прекратиться по разным основаниям, начиная с добровольного отказа и доходя до чрезвычайных ситуаций. Чаще всего изъятие земельного надела с возмещением или без него можно оспорить в суде при несогласии собственника с решением муниципалитета или государства.

Что нужно знать

Обладание землей порождает юридический нюанс, обусловленный возможностью потери права собственности на нее. Главное основание такого поворота событий установлено ст. 44 ЗК РФ – желание владельца добровольно отдать надел родственнику или передать третьему лицу. Но изъятие имущества может произойти и принудительно независимо от воли собственника.

Каждый владелец земельного участка наделен правом собственности на него, являющегося юридической гарантией возможности распоряжения этим имуществом (эксплуатировать, продавать, менять) на свое усмотрение. Недвижимость может принадлежать одному или сразу нескольким лицам, частному или государственному собственнику.

Право собственности на землю прекращается в случае дарения участка или смерти его обладателя. Существуют и иные основания прекращения такого права, предусматривающие компенсацию за добровольный отказ от надела или полную утрату без возмещения средств.

Законодательный аспект

Статьей 35 Конституции РФ предусмотрена охрана и защита законом права собственности. Прекратить или признать отсутствующим таковое возможно только по судебному решению. Одновременно законодательством определена возможность отчуждения имущества в добровольном и принудительном порядке с последующим возмещением и без него.

Прекращению прав собственности посвящена отдельная глава Земельного кодекса:

Гражданский кодекс предоставляет гражданам полные права на распоряжение имеющейся собственностью по личному усмотрению, если их действия не противоречат нормам закона. Так, статьей 209 ГК предусмотрена возможность отчуждения имущества в пользу иных лиц, продажи, передачи и пр.

Статья 209. права собственности

Основания

Установленные Гражданским кодексом в 235-й статье основания для прекращения права собственности на земельный участок классифицируются на 4 группы:

Добровольная передача иным лицам Право прекращается по желанию обладателя надела в результате отчуждения имущества в пользу других лиц, т.е. путем совершения гражданско-правовой сделки с учетом некоторых ограничений, установленных земельным законодательством.
Добровольный отказ Производится путем подачи специального заявления в муниципальный или государственный орган. В результате отказа земельный участок переходит в режим бесхозяйного недвижимого имущества.
Уничтожение или гибель участка К примеру, земля уничтожается вследствие изменения речного русла, размыва водным течением, обвала, оползня и пр.
Принудительное изъятие Возможно при наличии определенных условий. Осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 235. Основания прекращения права собственности

Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Процедура различается в зависимости от характера прекращения прав: возмездного, безвозмездного, при халатном отношении и игнорировании предупреждений.

Изъятие в пользу государства

Земельный участок может быть изъят у собственника принудительно в случае возникновения необходимости в нем у государства или муниципалитета: прокладки дороги, постройки важного общественного объекта и пр.

Изъятие земли производится на основании следующей документации:

  • акта, вынесенного государственным органом;
  • решения судебной инстанции;
  • муниципального распоряжения.

После проведения процедуры отчуждения земельный участок переходит во владение соответствующих органов. Бывшему хозяину надела предоставляется взамен иная земля или выплачивается компенсация.

Принудительно

Изъятие земли у хозяина в принудительном порядке производится в порядке конфискации. Этот способ предусмотрен только для граждан. Применяется он в качестве основного или дополнительного наказания за совершение преступления, при образовании высокой финансовой задолженности, в случае осуществления иных противоправных деяний.

Конфисковать земельный участок могут только по решению суда. При отсутствии такого акта процедура будет незаконной.

Порядок прекращения права собственности на земельный участок путем конфискации предусматривает следующие этапы:

  1. На основании вынесенного судом решения составляется и передается судебным приставам исполнительный документ.
  2. На земельный участок накладывается арест. Далее территория передается в распоряжение органа исполнительной власти.
  3. Изъятый надел продается на торгах.

После продажи земли, хозяин утрачивает право на распоряжения имуществом. Территория передается покупателю на аукционе. По окончании процедуры новый владелец регистрирует переход собственнических прав в Росреестре на свое имя.

Добровольный отказ от права владения

Процедура отличается в зависимости от категории инициатора: собственник или нет. Хозяин надела может отказаться от него, подав в регистрирующий орган заявление. С момента прекращения права частной собственности на недвижимый объект земля становится муниципальным имуществом: городского округа, поселения, района.

При нахождении земельной площади в бессрочной эксплуатации или на праве пожизненного наследуемого владения отказное заявление направляется в соответствующий орган вместе с приложением документации, удостоверяющей наличие права на конкретную землю или решения учредителя об отказе (если правообладатель – муниципальное учреждение, унитарное предприятие, фонд наследия, орган государственной или муниципальной власти).

Для рассмотрения заявления отведен месячный срок. По его истечении принятое решение направляется заявителю в течение трех дней.

В течение недели орган, принявший решение, информирует налоговую инспекцию. На прекращение зарегистрированного ранее права он подает заявление в орган, осуществляющий регистрацию недвижимого имущества.

С возмещением и без него

Изъятие земли может производиться с компенсацией, предусматривающей выплату бывшему хозяину выкупной цены, или без нее. В большинстве случаев возмещение осуществляется, если надел изъят для нужд государства или муниципалитета, в результате наступления чрезвычайных событий (эпидемии, техногенной катастрофы), для исполнения международных обязательств.

Изредка участки изымаются у частных владельцев без возмещения. Это возможно при появлении непредвиденного объективного случая. К примеру, надел расположен на острове и некоторая часть имущества утрачена в результате размытия окружающими водами.

В случае возмездного характера изъятия хозяин должен быть трижды предупрежден о планируемом процессе. В последнем извещении содержится приглашение в исполнительный орган власти для заключения соглашения. Владельцу не стоит игнорировать приглашение и попытаться получить максимально выгодный вариант назначения выкупной цены или выбора новой территории.

Собственнику важно учесть стоимость всех объектов, имеющихся на участке. Расчет произвести следует заблаговременно для определения приблизительного размера выкупной стоимости надела. Отказываться от предлагаемых вариантов не нужно. Из них лучше выбрать наиболее соответствующее собственным расчетам решение.

В соразмерную выкупную стоимость, равную реальной цене, входят дополнительные выплаты в качестве компенсации расходов на переселение и т.п. В случае значительного занижения стоимости необходимо уведомить администрацию, письменно сформулировав основания имеющихся претензий. При невозможности достижения согласия в течение месяца собственник площади может обращаться в судебный орган.

Если право собственности прекращается безвозмездно, администрации должна составить акт с обоснованием причин изъятия: причинение земле вреда, нарушение окружающего ландшафта, несоблюдение норм эксплуатации надела.

На основании акта нарушитель получает предупреждение и административный штраф. Для наведения порядка хозяину участка устанавливается конкретный срок. Игнорирование предупреждения влечет арбитражное решение о лишении владельца земли права собственности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/prekrashhenie-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/

Основания возникновения прав на землю

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания возникновения прав на землю

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.

Читайте также:  Как зарегистрировать дом на дачном участке в 2018-2019 году – пошаговая инструкция

Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.

Виды оснований прав на землю

На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:

  • право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
  • право бессрочного использования земельным участком;
  • право пожизненного наследования надела;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.

Если с правом собственности все предельно ясно, то остальные виды оснований требуют более подробного разъяснения.

  • Право бессрочного использования земельного участка возникает на основании решений, уполномоченных на то органов на муниципальном или государственном уровне. Подобное право доступно только государственным учреждениям и организациям, а также органам государственной и муниципальной власти.
  • Право пожизненного наследования имеют только граждане РФ, то есть физические лица. Причем в данном случае следует пояснить: законодательный порядок устанавливает, что таковым правом наделяются только те субъекты правовых отношений, которые стали обладателем земельного участка по данному основанию до введения на территории РФ Земельного кодекса. В современной России выдел земельной территории сельскохозяйственного, бытового или строительного назначения не допускается законом с учетом данного основания.
  • Правом безвозмездного срочного пользования наделяются как физические лица, так и юридические лица, организации религиозного характера, а также органы государственной и муниципальной власти. При этом в качестве наймодателя могут выступать как государство, муниципалитет, так и юридические или физические лица.
  • Сервитут. В российском законодательстве, действующим на территории РФ, различают следующие виды данного основания: частный и публичный. Если говорить проще, то сервитут представляет собой законодательное право пользования чужим наделом. Основания для возникновения сервитута выделены в ЗК РФ.

Правовые основания возникновения прав на землю

Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:

  • административно-правовых;
  • гражданско-правовых.

Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:

  • постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
  • решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
  • приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
  • договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
  • иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.

Основания возникновения права государственной собственности на землю

Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ. Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:

  • признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
  • были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
  • приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.

Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:

  • земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
  • наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
  • земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
  • территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.
  • Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.
  • Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.
  • В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.

Основания возникновения права муниципальной собственности на землю

Ключевые основания для возникновения прав муниципальной собственности обозначены в ст. 19 ЗК РФ. В частности, они включают следующие начала:

  • если таковым статусом земли наделяются в соответствии с федеральными законами или законами, принятыми субъектами РФ;
  • если производится разграничение территорий, находящихся в государственной собственности;
  • если из федеральной собственности муниципалитету земельный надел передается для безвозмездного пользования (это могут быть земли сельскохозяйственного, лесного, коммерческого назначения и др.).

Основание возникновения права частной собственности на землю

Возникновение основных прав частной собственности происходит с учетом Гражданского кодекса РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые параметры подобной сделки, которые проявляются в виде:

  • Совершения сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного, садоводческого, огородоводческого и иного назначения. Это могут быть также сделки дарения земляного надела, его мены или же отчуждения, после которых происходит процедура прекращения прав одного из субъектов правоотношений (ст. 218 ГК РФ).
  • Наследования частной собственности, а также правопреемства земель или реорганизации юридического лица, которое использовало целевые земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
  • Приватизации, которая является одним из самых популярных на сегодняшний день оснований возникновения прав частной собственности. В данном случае осуществляется процедура прекращения муниципальной или же государственной собственности с переходом в категорию частной собственности согласно ст. 217 ГК РФ.
  • Иных оснований, которые предусматривает современное законодательство РФ, в том числе приобретательной давности (на земли сельскохозяйственного назначения данное основание не распространяется).

Вопрос возврата земельных участков

В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка.

Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.

Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.

В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.

Основание возникновения права на земельный участок(Постановление главы администрации признан недействительным) Собственник РФ. арендатор ОАО РЖД. Договор аренды погашен к нему применены последствия ничтожной сделки. Убрав 10 сот. из участка ОАО РЖД и РФ возобновили договор аренды. Хотя основание возникновения права признано недействительным. Можно ли применить ст.216 КАС

Надежда12.11.2018 15:44

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.

Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Дубровина Светлана Борисовна12.11.2018 16:50

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна13.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. У моей знакомой остался дом от бабушки,но официально в наследство она не вступила,три года она проживала в другом городе,по приезду выяснилось ,что в этом доме живут незнакомые люди. При каких обстоятельствах дом могли отдать третьим лицам.

Анель22.10.2018 15:58

Здравствуйте! Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Александров Александр Михайлович22.10.2018 21:42

Задать дополнительный вопрос

Так и есть.

Евсеева Ирина Борисовна23.10.2018 12:18

Задать дополнительный вопрос

  1. в чем различия между основанием возникновения и перехода прав на земельный участок

Шерали21.10.2018 12:16

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна22.10.2018 07:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-vozniknoveniya-prav-na-zemlyu.html

Прекращение права на земельный участок как мера охраны земель: некоторые вопросы правового регулирования

  • ПРЕКРАЩЕНИЕ  ПРАВА  НА  ЗЕМЕЛЬНЫЙ  УЧАСТОК  КАК  МЕРА  ОХРАНЫ  ЗЕМЕЛЬ:  НЕКОТОРЫЕ  ВОПРОСЫ  ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • Мартынова  Юлия  Александровна
  • Мичурин  Александр  Андреевич
  • студенты  2  курса,  223  группа  Института  юстиции  ФГБОУ  ВПО  «Саратовская  государственная  юридическая  академия»,  РФ,  г.  Саратов
  • E-mail:
  • Чмыхало  Елена  Юрьевна

научный  руководитель,  канд.  юрид.  наук,  доцент  Института  юстиции  ФГБОУ  ВПО  «Саратовская  государственная  юридическая  академия»,  РФ,  г.  Саратов

В  условиях  современного  общества  все  большую  актуальность  приобретают  вопросы  защиты  и  охраны  земли.  Земля  может  пониматься  в  нескольких  аспектах,  однако  только  земля  как  природный  ресурс  выступает  в  качестве  объекта  земельных  правоотношений.

  При  этом  важными  правовыми  характеристиками  являются  целевое  назначение  и  разрешенное  использование  земли.  Целевое  назначение  —  это  установленный  законодательством  порядок  и  условия  использования  земельного  участка  для  конкретных  целей  в  соответствии  с  категорией  земель.

  Разрешенное  использование  —  это  порядок  и  условия  использования  земельных  участков  с  учетом  целевого  назначения  и  установленных  ограничений,  обременений.

В  целях  соблюдения  порядка  и  условий  использования  земельных  участков  в  соответствии  с  их  назначением  была  разработана  система  мер  по  охране  земель.

  Земля  охраняется  как  важнейший  компонент  окружающей  среды  и  средство  производства  в  сельском  и  лесном  хозяйстве,  признается  ее  приоритет  в  таком  качестве  перед  использованием  земли  в  качестве  недвижимого  имущества,  согласно  которому  владение,  пользование  и  распоряжение  землей  осуществляются  собственниками  земельных  участков  свободно,  если  это  не  наносит  ущерб  окружающей  среде  [3].

Действующее  российское  законодательство  предписывает  уполномоченным  на  то  органам  разработку  федеральных,  региональных  и  местных  программ  по  охране  земель,  которые  должны  включать  в  себя  перечень  обязательных  мероприятий  с  учетом  особенностей  хозяйственной  деятельности,  природных  и  других  условий  при  использовании  земель.  Учитывая  цели  использования  земельных  участков  и  соблюдая  их  разрешенное  и  рациональное  использование,  собственники  земельных  участков,  а  также  землепользователи,  землевладельцы  и  арендаторы  земельных  участков  обязаны  обеспечивать  плодородие  почв,  защищать  земли  от  эрозии,  селей,  подтопления,  заболачивания,  загрязнения  радиоактивными  и  химическими  веществами,  загрязнения  отходами  производства  и  потребления,  и  воздействия  других  негативных  факторов,  в  результате  которого  происходит  деградация  земель,  рекультивировать  нарушенные  земли,  и  совершать  иные  действия,  предусмотренные  земельным  законодательством  [4].

Читайте также:  Отказ от приватизации в пользу другого лица

Таким  образом,  установленная  законодательно  система  охраны  земель  направлена  прежде  всего  на  физическое  сохранение  земли  в  рамках  правовых  характеристик.  На  наш  взгляд,  соблюдение  мероприятий  по  охране  земель  тождественно  проведению  мероприятий  по  сохранению  и  обеспечению  целевого  назначения  и  разрешенного  использования  земель. 

Обеспечение  проведения  таких  мероприятий  или  несовершения  действий,  результатом  которых  стали  нарушение  целевого  назначения  или  разрешенного  использования,  соблюдается  с  помощью  различных  мер,  в  т.  ч.  —  привлечения  к  юридической  ответственности.  Представляется,  что  к  указанным  действиям  можно  применить  общую  терминологию  —  ненадлежащее  использование  земельного  участка. 

Ответственность  за  правонарушения,  связанные  с  ненадлежащим  использованием  земельного  участка,  может  иметь  различный  характер,  но  в  настоящей  работе  хотелось  бы  обратить  внимание  на  гражданско-правовую  ответственность.

  Ряд  авторов  называет  этот  вид  также  имущественной  или  материальной  ответственностью  [2].

  Гражданско-правовой  характер  ответственности  находит  свое  отражение  в  том,  что  основания  для  наложения  ответственности  содержатся  именно  в  гражданском  законодательстве. 

  1. Полагаем,  что  среди  мер  гражданско-правовой  ответственности  неоднозначной  правовой  категорией  выступает  прекращение  права  на  земельный  участок. 
  2. Противоречия  видятся  в  том,  что  с  одной  стороны  —  это  мера  охраны  земель  в  случае  несоблюдения  правил  надлежащего  использования  земли,  с  другой  —  может  выступать  как  нарушение  прав  обладателя  земли. 
  3. Правовое  регулирование  прекращения  права  на  земельный  участок  как  меры  охраны  земель  осуществляется  с  помощью  норм  Гражданского  кодекса  РФ,  Земельного  кодекса  РФ,  Федерального  закона  «Об  обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения»,  ряда  норм  региональных  законов.

Представляется,  что  в  случае  прекращения  права  на  землю  как  формы  ответственности  за  земельное  правонарушение  происходит  принудительное  изъятие  земельного  участка.

  В  качестве  оснований  изъятия  выступает  юридический  факт  правонарушения  —  использование  земельного  участка,  предназначенного  для  сельскохозяйственного  производства,  жилищного  или  иного  строительства,  в  иных  целях;  использование  земельного  участка  с  грубым  нарушением  правил  рационального  использования  земли,  повлекшее  существенное  снижение  плодородия  земель  сельскохозяйственного  назначения  или  значительное  ухудшение  экологической  обстановки  [1].  Полагаем,  что  перечень  оснований  исчерпывающим  не  является,  поскольку  с  развитием  производства  и  прогрессом  технологий  использования  земли  могут  быть  предусмотрены  и  иные  составы. 

Из  анализа  норм  гражданского  законодательства,  можно  заключить,  что  ответственность  за  ненадлежащее  использование  земли  применяется  не  только  к  собственникам  земельных  участков,  но  и  к  лицам,  собственниками  не  являющимся  —  например,  арендаторам  [5].

  В  связи  с  этим  дискуссионным  представляется  вопрос  о  порядке  прекращения  права  на  земельные  участки,  и  процедуре  их  изъятия.

  Так,  ГК  РФ  определяет  порядок  изъятия  земельного  участка  в  случае  его  ненадлежащего  использования  у  собственника,  однако  для  категории  несобственников  такого  порядка  не  предусматривая;  законодатель  здесь  использует  применение  отсылки  к  нормам  земельного  законодательства.  При  обращении  к  ст.

  54  ЗК  РФ  можно  сделать  вывод  о  наиболее  полном  регулировании  порядка  и  процедуры  прекращения  земельного  участка,  предоставленного  на  праве  пожизненного  наследуемого  владения,  праве  постоянного  (бессрочного)  пользования,  ввиду  ненадлежащего  использования  земли.

  Таким  образом,  порядок  прекращения  прав  на  земельный  участок  у  несобственников  получил  более  подробную  правовую  регламентацию  по  сравнению  с  наиболее  встречающимся  правом  собственности,  что  является,  на  наш  взгляд,  частным  случаем  пробела  в  праве.

На  это  было  обращено  внимание  Е.Ю.

  Чмыхало:  «В  связи  с  тем,  что  существует  пробел  в  правовом  регулировании  данных  отношений,  нормы  ГК  РФ,  предусматривающие  прекращение  права  собственности  на  земельные  участки  при  ненадлежащем  их  использовании,  не  применяются,  а,  следовательно,  совершенно  обоснованно  в  Основах  государственной  политики  использования  земельного  фонда  в  Российской  Федерации  на  2012—2020  годы  обозначено  такое  направление  государственной  политики  в  данной  сфере,  как  совершенствование  порядка  изъятия  земельных  участков  в  связи  с  их  ненадлежащим  использованием…»  [6].

Также  дискуссионным  представляется  вопрос  о  трактовке  понятия  «рациональное  использования  земли».

  Представляется,  что  для  привлечения  к  гражданско-правовой  ответственности  в  виде  прекращения  прав  на  земельный  участок  в  законодательстве  должны  быть  четко  определены  критерии,  согласно  которым  рассматривается  совершение  правонарушения  субъектом  по  ненадлежащему  использованию  участков.

  В  настоящее  время  в  законодательстве  такие  критерии  отсутствуют,  в  связи  с  чем  рациональное  использование  земельных  участков  трактуется  достаточно  широко,  что  «размывает»  границы  ответственности  и  ведет  к  появлению  противоречивой  судебной  практики.

Таким  образом,  нечеткое  определение  составов  правонарушений  и  пробелы  в  правовом  регулировании  правоотношений  по  прекращению  прав  на  земельный  участок  как  меры  охраны  земель  становятся  источником  неоднозначного  толкования  правовых  норм,  формирования  неоднозначной  правоприменительной  практики,  и,  как  следствие,  —  снижения  действенности  рассматриваемого  института.

Представляется,  что  для  устранения  рассмотренных  в  статье  проблем  и  повышения  эффективности  применения  прекращения  прав  на  земельный  участок  как  меры  охраны  земель  необходимо  четкое  правовое  регулирование  указанного  института.

  Так,  например,  на  наш  взгляд,  необходимо  выработать  единообразный  подход  к  порядку  изъятия  земельных  участков  как  для  собственников,  так  и  для  несобственников,  и  закрепить  такой  порядок  в  ГК  РФ,  как  акте,  регулирующем  гражданско-правовую  ответственность  за  правонарушения  в  области  ненадлежащего  использования  земельных  участков,  а  также  разработать  критерии  для  конкретизации  оснований  привлечения  к  такой  ответственности.

Список  литературы:

  1. Галиновская  Е.А.  Институт  юридической  ответственности  как  составляющая  земельного  правопорядка  //  Журнал  российского  права.  —  2014.  —  №  1.  —  С.  41—48.
  2. Ерофеев  Б.В.  Земельное  право.  Учебник.  М.,  Юрист,  1998,  —  с.  357.
  3. Ст.  12.  Земельный  кодекс  Российской  Федерации  //  Собр.  Законодательства  РФ.  2001.  №  44,  ст.  4147;  2014.  №  30,  ч.  I,  ст.  4225.
  4. Ст.  13.  Земельный  кодекс  Российской  Федерации  //  Собр.  Законодательства  РФ.  2001.  №  44,  ст.  4147;  2014.  №  30,  ч.  I,  ст.  4225.
  5. Ст.  285,  286.  Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (часть  первая)  //  Собр.  Законодательства  Рос.  Федерации.  1994.  №  32,  ст.  3301;  2014.  №  19,  ст.  2304.
  6. Чмыхало  Е.Ю.  принудительное  изъятие  земельных  участков  при  ненадлежащем  их  использовании:  проблемы  правового  регулирования  и  правоприменения  //  Вестник  Саратовской  государственной  юридической  академии.  —  2014.  —  №  6(101).  —  С.  243.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxi/41677

Основания и порядок прекращения прав на землю

  • Права на земельные участки могут быть прекращены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.
  • Общими основаниями прекращения вещных и иных прав на землю являются:
  • — добровольный отказ;
  • — ликвидация юридического лица;
  • — смерть гражданина;
  • — изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • — реквизиция;
  • — гибель земельного участка;
  • — принудительное изъятие земельного участка по основаниям, предусмотренным законом.
  • Основания прекращения прав на земельные участки можно разделить на добровольные(по инициативе правообладателей, например, добровольный отказ) и принудительные(по инициативе государства, например, конфискация).

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены в случае добровольного отказа от права, приватизации, смерти гражданина, гибели земельного участка и т.д.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Аренда может прекращаться как по инициативе арендодателя, так и по инициативе арендатора (ст.ст. 450, 611, 613, 619, 620 ГК РФ, ст. 46 ЗК РФ).

Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

— по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

— по основаниям, указанным в пунктах 1,2 ст. 45 ЗК РФ (случаи принудительного прекращения).

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 48 ЗК РФ; ст. 276 ГК РФ).

Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в виду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Кроме этого собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута по суду в случаях, когда в результате обременения сервитутом, участок не может использоваться в соответствии с назначением.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (ст.48 ЗК РФ). Акт об отмене сервитута принимает тот орган государственной власти или местного самоуправления, который принимает решение об установлении данного сервитута.

  1. Перечень оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренный ЗК РФ, является закрытым.
  2. Общими основаниями для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования и аренды являются:
  3. — использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  4. — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.
  5. Прекращение права аренды по перечисленным основаниям не допускается в
  6. период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных
  7. федеральными законами случаях.

— неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений; При этом необходимо иметь в виду, что право постоянного (бессрочного пользования), право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения прекращаются за совершение правонарушений, перечисленных в п.п. 3 ст. 45 ЗК РФ, а право аренды за совершение .правонарушений, перечисленных в п.п.З ст. 46 ЗК РФ;

— неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства , в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

— изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

— реквизиция земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В указанных случаях аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения прекращаются по решению суда, а право безвозмездного срочного пользования по решению лица, предоставившего земельный участок или по соглашению сторон.

Право постоянного (бессрочного) пользования и право аренды земельными участками, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также участками, находящимися в федеральной собственности и предоставленными федеральным ГУПам, ФГУ может быть прекращено по инициативе органа государственной власти субъекта РФ независимо от оснований, предусмотренных соответственно п.2 ст.45 ЗК РФ и п.2 ст. 46 ЗК РФ (ст.3.2. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Принятие таких решений возможно при наличии следующих условий:

принятия

Источник: https://megalektsii.ru/s12423t6.html

Ссылка на основную публикацию