Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

По законодательству государство вправе изымать земельные участки у собственников. Чаще всего это происходит по двум причинам — при ненадлежащем использовании выделенной земли или при возникновении необходимости. Во втором случае указанная территория обычно переходит в категорию общего пользования за счет строительства объектов государственного или муниципального значения.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях, когда соответствующее решение принято органами местного самоуправления. К примеру возникает необходимость построить линию электропередачи или провести дорогу. В этом случае по результатам составленного проекта определяются те земли, которые могут быть изъяты в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 56.3 ЗК РФ, имеется несколько условий, по которым земля может изыматься для государственных и муниципальных нужд:

  • если указанная территория изначально отводилась под строительные нужды и была передана во временное пользование;
  • наличие документального обоснования для проведения соответствующей процедуры;
  • после утверждения плана строительства имеется три года на принятие решения об имеющихся владениях;
  • инициатором решения могут быть не только федеральные или местные органы, но и определенные организации с естественным правом на использование земли государственного или муниципального значения.

При этом запрещается забирать те земли, которые были предоставлены бюджетным организациям с целью их охраны и благоустройства.

Закон об изъятии земельных участков

Основным правовым нормативом по возврату земли в собственность государственных и муниципальных органов власти является глава 7.1 Земельного кодекса РФ. Она регламентирует важнейшие аспекты в реализации данной процедуры. На их основании могут разрабатываться локальные постановления и разрабатываться последующие соглашения.

Проведение государственных мероприятий, таких как строительство скоростных магистралей или организация международных событий создает предпосылки для внесения поправок в текущее законодательство.

Изначально для регламента перераспределения территорий издаются отдельные законы и указы, которые относятся к каждому конкретному строительству.

На их основе вырабатываются общие правила и соответствующие поправки вносятся уже в общий закон.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Глава 7.1 ЗК РФ устанавливает общий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Регламентируются следующие аспекты:

  • перечень органов, которые имеют право инициировать процедуру;
  • условия и основания, по которым земли могут изыматься;
  • порядок выявления лиц, земля которых подлежит передаче в государственную собственность, а также принятие соответствующего решения;
  • составление соглашения об изъятии, а также порядок возмещения убытков;
  • процедура перехода права владения от собственника к государству.

Кроме указанных вопросов отдельно рассматривается процедура, когда земля изымается по инициативе органов местного самоуправления для комплексного развития территорий общего пользования.

Дополнительная информация: договор сервитута.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд составляется как для отдельного объекта, так и для нескольких сразу. К примеру если речь идет о сносе многоквартирного дома, составляется обычно одно постановление.

При этом выполняется следующая процедура:

  • с момента принятия постановления в течение 10 дней соответствующая информация размещается на официальном сайте или других соответствующих источниках информации;
  • при опубликовании информации сохраняется порядок расположения изымаемой недвижимости;
  • копии постановления направляются каждому собственнику, чьи интересы в данном случае затрагиваются;
  • в органы регистрации прав собственности также направляется отдельная копия;
  • если недвижимость изымается на основании ходатайства, то в подавшую его организацию также направляется копия решения.

В постановлении обязательно должны быть указаны основания для принятого решения, а также правовая основа, по которой данный вопрос регулируется.

Скачать образец постановления об изъятии

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Правовое регулирование возмещения убытков причиненных изъятием земельных участков обеспечивается статьей 56.8 ЗК РФ. Она указывает, что компенсация за лишение собственности назначается в соответствии с ее рыночной стоимостью.

Определенные объекты не подлежат возмещению:

  • объекты недвижимости, которые были возведены в нарушение правил пользования или аренды;
  • те территории или объекты, которые появились после уведомления собственника о предстоящей процедуре.

То есть возмещение убытков возникших при правомерном изъятии земельного участка может производится на основании тех данных, которые имеются до направления собственнику соответствующего уведомления. Размер компенсации устанавливается не менее чем за два месяца до направления соглашения собственнику.

Соглашение об изъятии земельного участка

Статья 56.9 ЗК РФ регулирует те аспекты, которые касаются составления соглашения как основного документа, по которому право владения переходит от текущего собственника к государственным или муниципальным органам власти. В такой документ включаются следующие положения:

  • полные наименования или имена лиц, которые подписывают соглашение;
  • кадастровые номера изымаемых участков;
  • основания принятого решения, цель, а также реквизиты соответствующего документа;
  • перечень тех прав, которые возникают или перестают действовать в результате подписания данного документа;
  • сроки передачи собственности, они не могут превышать период в полгода;
  • размеры и порядок выплаты компенсации.

Дополнительно могут указываться определенные нюансы, к примеру в отношении отдельных сооружений, право использования которых сохраняется за собственником.

Скачать образец соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (8

Источник: https://classomsk.com/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika.html

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

При наличии определенного решения органы гос. власти имеют право осуществить изъятие земельного участка у его собственника. Необходимо серьезно и основательно подойти к изучению этого вопроса, так как эта норма закона может коснуться любого владельца земли.

Закон об изъятии ускоренном земельных участков

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд у собственника происходит согласно решению Правительством РФ и устанавливается нормами Федерального законодательства.

В статье 49 ЗК РФ законодательно определены основания для реквизирования земельных участков. Конфискация предусмотрена ст. 50 ЗК РФ. Порядок реквизирования подробно описан в ст. 279 Гражданского Кодекса РФ.

Скачать закон 

Основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд у собственника принимается органом гос. власти.

Изъятие участка может произойти по ряду причин:

  • решение о строительстве дорог, военных или стратегических объектов, космических сооружений и т.д.;
  • исполнение крупномасштабных международных договоров РФ;
  • создание заповедника – особо охраняемой природной зоны;
  • лицензированное пользование недрами РФ;
  • основания, которые могут осуществляться по предусмотренным нормам законодательства.

Порядок изъятия

Постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка
посредством выкупа выносится уполномоченным органом испол. власти и действует на территории, принадлежащей выбранному субъекту РФ. После реквизирования земли у собственника право обладания ей моментально теряется или прекращается активный период действия договорных отношений, касающихся аренды.

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

Обладатель земли и наделенный полномочиями орган гос. власти заключают между собой соглашение о конфискации. Подготовка соглашения осуществляется органом гос. власти.

Образец соглашения

Соглашение должно содержать следующие правовые аспекты:

  • размер выплаты за реквизирование земельного пространства;
  • период, в течение которого будет проведена процедура истребования;
  • реквизиты вынесенного решения о конфискации;
  • цель реквизирования;
  • номера кадастровые на занятую территорию.

В соглашении о реквизировании у собственника земли может быть предусмотрен случай предоставления бывшему владельцу аналогичного «куска земли» с принятой к учету стоимости такой зоны или прав на него.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

При возникновении спорных ситуаций, когда обладатель земельного участка категорически отказывается заключать соглашение об изъятии или не реагирует на вынесенное государственным органом решение, то гос. орган имеет право на принудительную конфискацию владений, а также может добиться истребования по судебному решению. Суд обязан предусмотреть в решении такие условия, как срок и размер возмещения.

Возмещение убытков при принудительном изъятии земельного участка

Согласно п. 4 ст.

281 ГК РФ (часть первая) порядок и принудительное реквизирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможно только при назначении и перечислении денежных средств по предварительному, равнозначному возмещению.
Суммовое исчисление возмещения считается как сумма рыночной стоимости части земли и убытков, полученных при реквизировании владений у собственника (в расчет обязательно включается упущенная выгода).

Собственность земли может быть отнята у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Все зависит от того, для чьих нужд будет изъято подобное владение, выкуп осуществляется РФ, субъектом РФ или муниц. образованием.

Принятие решения об оценке «части земли» для государственных нужд (в числовом значении) производится специалистом в области оценки согласно нормативным актам, а не самим собственником. Сам же порядок оценки рыночной стоимости конкретно и четко нигде не закреплен.

Таким образом, гражданин практически не имеет шансов получить «достойную» рыночную стоимость за свою землю.

Реквизирование местности для государственных и муниципальных нужд происходит не только в нашей стране. Однако, за рубежом порядок реквизирования в корне отличается от установленного «нашим» законодательством и имеет иное значение.

Например, собственник имущества за границей может сам определить и доказать его рыночную цену. В РФ стоимость владений территорией земли будет определена оценочной компанией.

Чтобы «не проиграть» и не остаться «в дураках» необходимо тщательно и основательно изучить данный вопрос, ведь он может коснуться любого гражданина страны.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://ahrfn.com/zemelnyj-uchastok/izyatie-zemelnogo-uchastka-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd.html

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд — Правовед.RU

1072 юриста сейчас на сайте

Здравствуйте.

У нас старенький дом 45 кв.м. с земельным участком 6,5 соток стоит на месте расширения дороги. Планируют изъять для муниципальных нужд.

Мы в свое время купили дом с участком за 3800 тыс. дорого т.к рядом с берегом реки, плюс центр города.

Кадастровая стоимость дома 1500 тыс, а земли- 1080 тыс.

Оценщик конечно дом оценит за копейки, т.к действительно дом почти ветхий. В районе дома продаются по разному, кто-то недорого просит (2100 тыс.), т.к подъезды плохие, кто-то очень дорого, у кого выход к реке есть (7000 тыс.,таких домов мало).

Подскажите пожалуйста, что мы можем просить, нам конечно хотелось бы или квартиру как минимум двухкомнатную, если деньгами, то столько чтобы хватило на квартиру тоже хотя бы на двушку. А квартиры такие стоят 3700-4000 тыс.

Нам говорят, что могут дать взамен только однокомнатную, тк. площадь дома маленькая и на окраинах города.А наш дом находится в центре.Можем ли мы просить не менее 3800 тыс.

, столько сколько потратили на приобретение дома

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (3)

  • 10,0рейтинг
  • 4570отзывов
  • эксперт

Добрый день.

Сейчас прежде всего нужно дождаться их оценки. Если она Вас не устроит, то этот вопрос будет решаться в судебном порядке.

Читайте также:  Долевое строительство: что это такое и о чем нужно знать?

ЖК РФ, Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

7.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным вчасти 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи.11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника. Подскажите пожалуйста, что мы можем просить, нам конечно хотелось бы или квартиру как минимум двухкомнатную, если деньгами, то столько чтобы хватило на квартиру тоже хотя бы на двушку. А квартиры такие стоят 3700-4000 тыс. Нам говорят, что могут дать взамен только однокомнатную, тк. площадь дома маленькая и на окраинах города.А наш дом находится в центре.Можем ли мы просить не менее 3800 тыс.

, столько сколько потратили на приобретение домаАлла

Здравствуйте. Тут нужно уточнить в местной адм-ии, предусмотрен ли такой обмен. Во многих городах есть законы по которым вместо компенсации могут предоставить равнозначное жильё. Не знаю получите ли 2-х комнатную, но именно такую же по метражу реально. Не нашёл конкретно по Тюмени такой закон, но это можно в МФЦ или адм-ии уточнить.

Нам говорят, что могут дать взамен только однокомнатную, тк. площадь дома маленькая и на окраинах города.Алла

Значит закон скорее всего есть, вопрос в оценке. Оценивать не только дом будут, но и ЗУ, расходы на переезд и другие расходы связанные с изъятием ЗУ и дома. Так что под оценку не только дом попадает. Возможно адм-ию, если она будет больше оценки муниципалитетом.

Планируют изъять для муниципальных нужд.Алла

Добрый день!По существу Вашего вопроса могу пояснить следующее, что да конечно Вам положенакомпенсация в соответствии с ст. 281 ГК РФ.

Для решения вопроса рекомендуюследующее: Подать письменное заявление в адрес Губернатора области и Главыместной администрации по месту территориального расположения земельногоучастка, в которых в хронологическом порядке изложите ситуацию, что и когда будетпроисходить, какие работы будут произведены и какое имущество будет затронуто.Далее укажите в связи с вышеизложенным прошу Вас: 1.

Провести проверку поданному факту и сообщить достоверную информацию о планируемых работах вблизимоего земельного участка и границы площади планируемой к изъятию. 2.Предоставить документальное подтверждение спланированных работ, сроки и границыих проведения. 3. сообщить порядок изъятия площади моего земельного участка иоплату (возмещение) с подробной формулой и расчётом денежной о компенсации.

5. О принятом решениипрошу сообщить в установленном законом порядке в мой адрес. Отправляйте попочте с уведомлением о доставке — вторые экз. и почтовые уведомления храните усебя. Вам пришлют письменный ответ исходя из которого и примите решение одальнейших действиях.

Оценщик конечно дом оценит за копейки,Алла

После оценки — Вам должны прислать уведомление в котором сообщат суммы которые подлежат Вам для выплаты — они конечно будут малы и Вам лучше всего сделать свою оценку независимую и потом решать вопрос в судебном порядке. С Уважением…

Источник: https://pravoved.ru/question/1221820/

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры | Земельный эксперт

4650

статьи:

Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд.

Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

Читайте также:  Как взять в аренду землю у государства на 49 лет: инструкция

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды.

В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка.

В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.

Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел.

В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих.

Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства.

Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56 ЗК РФ
  • Статья 279 ГК РФ
  • ПП РФ № 442 от 06.05.15 г.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/izyatie-zemli-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/

Основания изъятия земельного участка для государственных, муниципальных, общественных нужд

А.Ю. Колов. Основания изъятия земельного участка..

т.е. в отношении всех и каждого.

В соответствии с моделью абсолютных правоотношений, к которым относятся все без исключения правоотношения, возникающие по поводу ограниченных вещных прав на имущество собственника, в нем всегда поименован (определен) управомоченный субъект, а обязанными выступают любые лица, которые потенциально могут выступить нарушителями прав управомоченного субъекта. Поскольку в отношениях, возникающих по поводу публичного сервитута, расклад управомочен-ных и обязанных субъектов определяется в прямо противоположном соотношении, то следует констатировать, что такие отношения не укладываются в схему абсолютного отношения.

2. В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут подлежит обязательной государственной регистрации при наличии у лица, в пользу которого он устанавливается, соглашения о сервитуте с собственником, либо при наличии заявления собственника имущества, обременяемого сервитутом.

Кроме того, в соответствии с нормами той же статьи сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Установление же публичного сервитута не предполагает ни соглашения с собственником недвижимости об установлении ограничений его права, ни государственной регистрации устанавливаемого ограниченного вещного права.

3. сервитута всегда должно быть определено в правоустанавливающем документе (договоре или решении суда) и выражаться в разрешении на совершение конкретных действий со стороны лица, в пользу которого устанавливается сервитут.

Как правило, сервитут устанавливается в целях удовлетворения нужд собственника господствующего участка (иной недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Правомочия обладателя такого ограниченного вещного права заключаются в возможности осуществления права пользования ограниченного содержания и не связа-

ны с ограничением собственника недвижимости, обремененной сервитутом, в осуществлении им собственной хозяйственной деятельности.

же правомочий правообладателя в случае установления публичного сервитута сводится к перечислению таких правомочий в законе и не конкретизировано в отношении отдельного правообладателя, да и не может быть конкретизировано, поскольку в качестве такового может выступать любой субъект. Такие правоотношения в общей теории права именуются общерегулятивными, однако в теории гражданского права в самостоятельный вид гражданских правоотношений они не выделяются.

4. По требованию собственника недвижимости, обремененной сервитутом, лица, в пользу которых установлен сервитут, обязаны вносить соразмерную плату за пользование недвижимостью, если иное не установлено законом. При установлении публичного сервитута такая плата не предполагается в принципе.

Вместе с тем, в соответствии с содержанием ст.

262, ГК РФ допускает свободное нахождение граждан на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также использование имеющихся на этих участках природных объектов, равно как и прохождение через земельные участки, находящиеся в частной собственности, при условии, что земельный участок не огражден либо его собственник не обозначил, что вход на его участок без его разрешения не допускается. Однако данные права вовсе не относятся Гражданским кодексом к ограниченным вещным правам. В данной статье речь идет об установлении пределов при осуществлении собственником своих правомочий, а именно об ограничении его правомочий в общественных интересах, т.е. в интересах всех членов общества. Именно с таких позиций и должны рассматриваться отношения, возникающие по поводу так называемых публичных сервитутов.

А.Ю. Колов

ОСНОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД

Томский государственный педагогический университет

Земельный вопрос в современной России остается по-прежнему одним из самых актуальных. Распад системы советского законодательства сопровождается трудным становлением российского законодательства, в том числе земельного. Основная часть статей

Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (далее по тексту: ЗК) отменена. Жизнь требует принятия Земельного кодекса РФ. Однако принятие его затянулось на неопределенный срок. Причина тому — политическая нестабильность, системный кризис во всех сферах жизни.

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 3(13). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ПРАВОВЕДЕНИЕ)

В литературе высказаны разные точки зрения о природе земельного права. Представляется, что сегодня земельное право можно рассматривать как комплексную отрасль законодательства, имеющую определенный предмет правового регулирования, использующую методы иных отраслей права (гражданского, административного и т.д.).

Указом Президента РФ от 27.10.93 г. «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы» земля введена в гражданский оборот. Соответственно и ГК РФ 1994 г.

рассматривает земельный участок как объект гражданских прав.

В связи с этим нормы гражданского права о праве собственности и иных вещных правах на землю, о сделках с земельными участками, об изъятии земельных участков следует включать и в земельное законодательство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящая работа посвящена вопросу об изъятии земельных участков для государственных, муниципальных, общественных нужд. На основании работы O.A. Красавчикова «Юридические факты в советском гражданском праве» показана правовая природа изъятия земельных участков для государственных, муниципальных, общественных нужд.

Предметом настоящего исследования являются нормативные акты 1991-1998 гг. Нормативные акты более раннего периода по данному вопросу будут исследованы в иной научной работе. Правовое регулирование условно разделено мной на три части:

  • — правовое регулирование согласно ГК РФ, в том числе главы XVII ГК РФ;
  • — правовое регулирование согласно действующим нормативным актам;
  • — правовое регулирование в 1991 — 1993 гг.
  • Правовое регулирование согласно ГК РФ, в

том числе главы XVII. В силу ст. 13 Закона РФ «О введении в действие части первой ГК РФ» глава XVII вступает в силу со дня введения Земельного кодекса. В настоящее время Земельный кодекс не принят.

Из анализа ст.

218, 279, 282, 283, 354 ГК РФ следует, что изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд имеет место при наличии юридического состава, элементами которого являются следующие юридические действия: а) решение об изъятии земельного участка в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования соответствующим органом государственной власти (акт государственного органа), б) договор о выкупе земельного участка. Данный юридический состав является основанием прекращения права собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, права залога на изымаемый земельный участок.

Читайте также:  Как перевести участок из лпх в ижс: пошаговая инструкция

ГК РФ не содержит указания на то, что изъятие является основанием прекращения права аренды, временного пользования земельным участком. Этот не-

достаток должен быть устранен в Земельном кодексе РФ или ином Федеральном законе.

Согласно ст. 354 ГК РФ отношения сторон по договору залога не прекращаются, а изменяются. Право залога распространяется на предоставленное взамен имущество либо, соответственно, залогодержатель приобретает право преимущественного удовлетворения своего требования из суммы причитающегося залогодателю возмещения.

Земельные участки не могут изыматься для общественных нужд. Согласно ст. 274 ГК РФ приобретение прав на землю для нужд транспорта с целью удовлетворения общественных интересов: прокладка и обслуживание дорог, магистральных трубопроводов, линий связи должны осуществляться на основании соглашения о сервитуте.

Правовое регулирование согласно действующим нормативным актам.

Анализируя ст. 27, 29, 31 ЗК, п. 4 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», пп. 2, 6 Указа Президента РФ от 24.12.93 г.

№2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ», можно выделить следующий юридический состав, обусловливающий изъятие земельного участка путем выкупа для государственных, муниципальных или общественных нужд: а) решение органа исполнительной власти о выкупе земельного участка и условиях его предоставления (цель использования, вид прав на землю) для государственных, муниципальных или общественных нужд (акт государственного органа или органа местного самоуправления), б) договор о выкупе земельного участка или договор временного пользования земельным участком (сделка, предусмотренная законом). Данный юридический состав является основанием прекращения права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного(бессрочного)пользования, права аренды, временного пользования земельным участком и основанием возникновения определенных прав на землю у лица, которому предоставляется земельный участок (права собственности и т.д.).

Анализируя п. 7 Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства №77 от 28.01.93 г.

, и нормы вышеприведенных нормативных актов, можно выделить следующий юридический состав, обусловливающий временное изъятие земельного участка для государственных, муниципальных или общественных нужд: а) решение органа исполнительной власти об изъятии земельного участка и о предоставлении его во временное пользование на срок до 3 лет для использования земельного участка с определенной целью для государственных, муници-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Ю. Колов. Глава XVIIГК РФ как элемент земельного законодательства

пальных или общественных нужд (акт государственного органа), б) договор временного пользования земельным участком (сделка, предусмотренная законом). Данный юридический состав является основанием возникновения права временного пользования, при этом не происходит прекращения права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В федеральном законодательстве отсутствуют критерии разграничения государственных, муниципальных, общественных нужд. Согласно региональному законодательству земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, если он передается соответственно в государственную или муниципальную собственность [1].

По смыслу ст. 354 ГК изъятие земельного участка путем выкупа для государственных или муниципальных нужд является основанием прекращения права залога на изымаемый земельный участок. Иных особенностей правового регулирования в зависимо-

  1. сти от того, в чью собственность передается земельный участок, законодательство не устанавливает.
  2. Правовое регулирование в 1991-1993 гг.
  3. Анализируя ст. 18-29, 31, 40 ЗК, следует сделать вывод, что правовое регулирование в вышеуказанный период является схожим с действующим правовым регулированием, но имеет следующие особенности:

1. Изъятие производилось на основании решения местных Советов народных депутатов, их президиумов, исполнительных и распорядительных органов (если им такие полномочия были делегированы местными Советами народных депутатов), решений Советов народных депутатов регионального уровня.

2. Земля у граждан могла изыматься путем выкупа для государственных нужд, но не могла изыматься путем выкупа для иных нужд.

Все изложенное позволяет прийти к выводу, что в законодательстве происходит не смена терминологии, а коренное изменение в регулировании земельных отношений.

Литература

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-izyatiya-zemelnogo-uchastka-dlya-gosudarstvennyh-munitsipalnyh-obschestvennyh-nuzhd

Порядок изъятия земельных участков

С 1.04.2015 г. были введены в действие законодательные изменения, которые коснулись осуществления права собственности на земельные участки. Некоторые этапы по отчуждению землевладения в пользу государства или муниципалитета были существенно упрощены.

Общие сведения

Отсутствие сведений о собственнике или владельца земли в ЕГРН не является препятствием для изъятия объекта недвижимости. Сумма выкупа не может быть увеличена за счет стоимости выполненных неотделимых улучшений, если они существенно не повлияли на качество земли и были проведены незаконным способом.

Сокращен срок подписания соглашения о выкупе земли. Если оно не будет достигнуто, то уполномоченный орган вправе обратиться в суд и приобрести права собственности на земельный участок в принудительном порядке.

Введение изменений было обусловлено отсутствием учета в Росреестре более половины участков, находящихся у частных собственников — коммерческих организаций и представляющих интерес для государства и муниципальных образований.

Участок можно изъять только на основании акта органов государственных власти или судебного решения. Гражданину или юридическому лицу (собственнику земли) присылается уведомление с текстом – проектом соглашения о выкупе.

В соглашении обозначена кадастровая (рыночная) стоимость земли, условия и сроки выкупа, а также последствия для собственника, в случае, если он откажется от предложенных условий передачи права собственности на землю государству.

Основания

Основания изъятия земли для государственных и муниципальных потребностей обозначены в ЗК РФ – ст. 49. Это необходимо для того, чтобы Россия выполнила свои обязательства в рамках международных договоров.

Изъять участок могут также, если на нем необходимо построить стратегические и жизнеобеспечивающие объекты.

Здания и сооружения государственного, регионального и местного уровня размещаются на изъятых земельных участках, если нет возможности построить их в другом месте, либо когда выбор альтернативных вариантов нецелесообразен.

В перечень таких объектов входит:

  • объекты энергосистемы федерального, регионального и местного уровней;
  • объекты атомной энергетики;
  • линейные, коммуникационные, инженерно-технические и другие объекты, которые нужны для охраны Госграницы РФ, поддержании ее обороноспособности;
  • объекты транспортной инфраструктуры всех уровней;
  • объекты газо-, водо-, энергоснабжения всех уровней;
  • космические объекты.

Земля может быть изъята с целью проведения работ по пользованию недрами. Тогда изъятию подлежит даже лесной участок.

Перечень оснований считается открытым. Участок может быть изъят, если он потребуется для мелиоративных работ, рекультивации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях.

Закон

Законодательная база следующая:

  • Порядок изъятия земельного участка регулируется гл. 7. ЗК РФ – ст. 56.1 – 56.12.
  • Принудительное возмездное прекращение права собственности на землю ввиду ее нерационального использования регулируется ГК РФ – ст.284-286., ЗК РФ – ст. 44-47.54., а также ст. 7 ФЗ № 101 от 24.07.2002, регулирующий порядок оборота сельскохозяйственных земель.
  • Порядок реквизиции земельных участков обозначен в ГК РФ – ст.242, ЗК РФ – ст.51.
  • Конфискация земель осуществляется согласно УК РФ – ст. 104.1-104.3. Дополнительно процедура регулируется нормами ст. 243 ГК РФ, ст.50 ЗК РФ.

Источник: https://realtyurist.ru/zemelnyj-uchastok/izjatie-zemelnogo-uchastka/

Изъятие земельного участка у собственника в 2019 году — в связи с неиспользованием, ввиду его ненадлежащего использования

Землю, принадлежащую по праву собственности, может конфисковать государство. Однако для этого нужны веские основания, подтвержденные законодательными нормами.

Как в 2019 году изымается частный земельный участок? Земли могут изыматься государством. Не имеет значения, кто и на каком основании владеет землей.

Но изъятие возможно лишь на основаниях, прописанных в законе. Когда в 2019 году допускается принудительное изъятие земельных участков у собственников? Какова процедура изъятия частных земель?

Общие моменты

Землепользование относится к наиболее ранним формам владения землей как имуществом для производственных целей. Согласно законодательству земля выступает объектом гражданского права.

В ГК РФ сказано о вероятности изъятия земель из гражданского оборота или ограничения в обороте.

  • Положения Земельного Кодекса РФ предусматривают владение и распоряжение земельными участками по усмотрению собственников.
  • Вместе с тем закон предусматривает прекращение права собственности в отношении земли по определенным основаниям.
  • Для каждого случая изъятия земель предусмотрен определенный порядок и перечень допустимых оснований.
  • В зависимости от причины изъятия финансовый убыток собственника может компенсироваться или оставаться без возмещения.

Что нужно знать

Изъятие частного участка может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Между правообладателем и государственными органами заключается соглашение о выкупе земли.

В цену выкупа включается:

  • рыночная стоимость участка;
  • стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • убытки собственника, связанные с упущенной выгодой, расходами на переезд и обустройство на ином месте.

Основная сложность в этом случае заключается в определении цены участка. Госорганы руководствуются рыночной стоимостью, исходя из результатов проведенной оценки.

Если собственник не согласен, он вправе повести независимую оценку и назвать свою цену.

Правообладатель должен быть письменно извещен об изъятии земли в течение семи дней с момента принятия решения.

Также землевладельцу предоставляется проект соглашения о выкупе с указанием цены и условий. На изучение предложения отводится три месяца. Изъятие земли ранее этого срока допускается только с согласия владельца.

Если договориться мирным путем не удается, применяется принудительное изъятие на основании решения суда. Сумма выкупа определяется судебными органами исходя из рыночной стоимости.

Подача иска возможна не ранее трех месяцев после вручения собственнику проекта соглашения об изъятии участка.

Отметить нужно то, что за объекты, размещенные на участке, но не оформленные в собственность, выкуп не выплачивается.

Подобная недвижимость признается самостроем и возмещения за снос не полагается. Конкретизирует закон и объекты, не учитываемые при расчете суммы возмещения.

Нельзя получить выкуп за объект, если размещение его на участке не соответствует разрешенному виду использования земли.

Актуальность данного вопроса

В большинстве случаев изъятие земель происходит за счет того, что в данных территориях нуждается государство.

Основанием становится строительство крупных инфраструктурных объектов и иных значимых сооружений, которые согласно проекту не могут быть размещены в ином месте.

То есть другого способа, кроме изъятия земель, попросту нет. Актуальность подобной ситуации особо проявилась в процессе подготовки олимпийских объектов в Сочи.

Аналогичные обстоятельства складываются при строительстве газо- и нефтепроводов, железнодорожных веток, автотранспортных магистралей, линий электропередач, водопроводов и т.д.

Земельные участки, попадающие под изъятие, выявляются на стадии подготовки проекта строительства.

На этом же этапе проводится исследование относительно прав собственности на земли и определяется сумма предполагаемого финансового возмещения за изъятие участков.

Анализ законодательства в данной сфере выявил некоторые несовершенства, что стало поводом для внесения изменений в ЗК РФ.

Источник: http://jurist-protect.ru/izjatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika/

Ссылка на основную публикацию