Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов

Не каждый знает, как можно получить землю в аренду у администрации без аукциона. А выяснив это, можно уберечь себя от лишней траты времени и средств не только на аренду, но и на приобретении участка. Аренда земельного участка у физического лица покажется более простой сделкой, и времени на её оформление потратится меньше.

Но денег придется выложить больше, так как такой собственник назначает более высокую цену. Экономичным вариантом будет получение участка в аренду у муниципальной власти с последующим выкупом. Размер арендной платы связан со ставкой рефинансирования и составит около 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Получить землю без аукциона могут только физические лица или фермеры. Для юридических лиц обязательно участие в публичных торгах.Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов

Государственные земли для аренды

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торговМестные и региональные органы власти формируют из своей собственности земельные участки и сдают их в аренду. Обычно они, как отдельные объекты уже зарегистрированы в Росреестре, получили кадастровый номер и всю необходимую документацию. Поэтому, обдумывая вопрос приобретения земли, можно сразу ознакомиться с информацией о ней на публичной кадастровой карте. Часто на таких участках проведены коммуникации, и цели их использования могут быть самыми разными. Разрешается возделывать садово-огородные культуры, заниматься фермерским хозяйством, строить дома и дачи для личного использования. По строительству установлены определенные ограничения. Дом должен:

  • иметь не более трех этажей;
  • предназначаться для одной семьи.

Строить на арендованной земле магазины, кафе, гостиницы и другие объекты коммерческого использования запрещено.

Выбор надела

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торговПодыскивая землю, нужно учитывать цели ее использования, расходы по аренде, возможность оформления в дальнейшем в собственность. Участки могут находиться как в населенных пунктах, так и за их пределами. Это влияет на порядок проведения торгов и возможность получения без аукциона. Так участки под строительство находятся только в границах города, села, поселка. Землю для подсобного хозяйства можно найти и за её пределами. Причем если участок размещен в населенном пункте, есть возможность получить его для ведения подсобного хозяйства без аукциона. За пределами населенного пункта для выделения земли должны обязательно проводиться торги.

Планируя, посадить на участке сад и возделывать огород, следует уточнить вопрос о капитальном строительстве. При выделении земли под дачное строительство, предполагается прописка в построенном доме. И если она потребуется, проблемы не возникнут. Когда надел отведен только под садоводство, получить разрешение на строительство домика будет трудно. Появятся сложности и при регистрации в нем.

С предназначением участка связана его кадастровая стоимость, которая является основой для расчета арендной платы. Так, например, земля под индивидуальное строительство будет дороже, чем участок такой же площади под огородничество.

И если получить его, и заниматься только выращиванием овощей, это будет только неоправданной тратой денег. Выгоднее получить землю для овощеводства за небольшую арендную плату, а через некоторое время согласовать изменение цели использования на жилищное строительство.

Необходимо только, чтобы участок был расположен в населенном пункте, и администрация согласилась на изменение условий аренды.

Аренда льготниками

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торговНекоторые люди получают льготы при оформлении земельных наделов. По федеральным законам бесплатно должны предоставляться участки Героям РФ, СССР, героям труда. Региональных льготников определяет каждый субъект РФ самостоятельно. К ним могут относить:

  • многодетные семьи;
  • инвалидов;
  • ветеранов ВОВ;
  • молодые семьи с детьми;
  • детей-сирот;
  • другие категории населения.

Всем им земля должна выделяться в аренду без очереди и без проведения торгов. В разных регионах перечень граждан, которым положены участки, и условия их выделения могут быть разными.

Региональные власти при принятии законов по этой проблеме часто отталкиваются от своих возможностей. Где-то в муниципальной собственности недостаточно свободной земли.

В других регионах большое количество молодых семей, и выделение земли каждой из них, будет непосильной ношей для бюджета. Поэтому перед обращением за арендой земли нужно внимательно изучить местные законы.

Можно просто прийти в администрацию населенного пункта уточнить, как оформить аренду конкретному льготнику. Необходимо помнить, что имея подобные льготы, граждане могут только один раз воспользоваться правом на получение земли в аренду без проведения торгов на льготных условиях.

Обращение в администрацию

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торговДля оформления аренды гражданину следует обратиться в администрацию населенного пункта, где расположен земельный участок и написать заявление о его выделении в аренду без торгов. Чтобы воспользоваться правами льготника, следует представить подтверждающие их документы. Если участок зарегистрирован в Росреестре, в заявлении нужно указать его кадастровый номер и цель, для которой планируется его использование. На рассмотрение вопроса о выделении земельного участка в аренду у администрации есть месяц. После этого податель заявления получает постановление об удовлетворении просьбы или отказ. На основании постановления осуществляется заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Упрощенная схема

Когда земля еще не поставлена на кадастровый учет, аренда может быть оформлена по упрощенной схеме. Такой участок можно увидеть, если на публичной кадастровой карте он не обозначен, а фактически на местности существует и не используется. Тогда порядок предоставления земельного надела немного изменяется.

Предварительное согласование аренды

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торговЗаявление в администрацию должно содержать просьбу не арендовать землю, а предварительно согласовать этот вопрос до момента постановки на кадастровый учет. К заявлению следует приложить еще и схему участка. Если есть навыки чертежного дела, её можно составить самостоятельно. В противном случае придется обращаться к услугам кадастрового инженера. Обладая необходимыми знаниями, он составит схему с привязкой к местности и коммуникациям. В заявлении будет необходимо записать кадастровый квартал, в котором находится участок, чтобы было понятно, о каком объекте идет речь. В течение десяти дней документы могут вернуть заявителю, если:

  • в заявлении неполно указаны данные о земле и о будущем арендаторе;
  • недостаточно документов, подтверждающих заявленные сведения.

При этом обязательно разъясняется причина возврата, чтобы гражданин мог внести изменения, добавить нужные документы и повторно обратиться с заявлением.

Рассмотрение вопроса предоставления земельного участка занимает 30 дней. Администрация может приостановить эту процедуру, если обнаружится, что ранее было подобное заявление на участок, границы которого частично совпадают с заявленным. Так как в этом случае возможны корректировки границ, до принятия решения по первому заявлению, второе не рассматривается.

Постановка участка на кадастровый учет

В случае получения постановления о согласовании заявления, необходимо будет поставить участок на учет в органах Росреестра и получить кадастровый паспорт. На все это будущему арендатору земли придется потратить свое время и деньги.

Важно! После того, как участок будет зарегистрирован, можно смело отправляться в администрацию с заявлением на предоставление его в аренду без проведения торгов. Так как этот вопрос ранее был согласован, предстоит только заключение договора аренды.

Выкуп после аренды

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торговАрендованные участки можно использовать только в тех целях, на которые они выделялись. Особенно важно это тогда, когда в дальнейшем планируется перевод земли в собственность. Если разрешено только животноводство и выпас скота, построить дачный домик и посадить сад, арендатор не имеет права. При крайней необходимости можно попытаться изменить вид использования, письменно согласовав это с муниципалитетом. При использовании участка по назначению арендатор имеет преимущественное право на выкуп его без торгов. После возведения дома на земле, предназначенной под строительство, можно писать заявление на выкуп земли.

Источник: https://kvadmetry.ru/zemlya/v-arendu-u-administracii-bez-aukciona-kak-poluchit.html

Процесс выделения земельных участков находящихся в государственной собственности

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
Читайте также:  Наследники второй очереди по закону - законодательство и правила

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче  земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

Плюсы нововведений:

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

См. также:

Источник: https://oformi.su/poryadok-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov/

Предоставление земельного участка в аренду без торгов в 2019 — заявление, инвалидам, КФХ, для огородничества

Не все потенциальные арендаторы знают, что аренда земельных территорий может производиться во внеконкурсном порядке не только у частных лиц и организаций, но также и у муниципальных властей.

Если при стандартной аренде достаточно просто заключить соглашение между контрагентами, подписать его и зарегистрировать в Регпалате, то аренда государственной и муниципальной земли – более комплексный процесс.

С 1.03.2015 года в законодательство были внесены определенные изменения, касающиеся вопросов аренды государственных территорий. В частности, поправки коснулись порядка проведения торгов и случаев, при которых они проводятся.

Так, конкурс стал обязательным при совершении сделки – без участия в нем получить право на аренду стало невозможным. Однако указанное правило – общее, и из него есть определенные исключения как для граждан, так и для юридических лиц.

Основное преимущество для арендатора муниципальной земли – это низкая цена получения территории во временное владение или пользование.

Арендные платежи, уплачиваемые в муниципалитет, гораздо ниже тех, которые требуют организации. Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном финансовом притоке, что сдерживает экономический кризис.

Отсюда следуют и определенные послабления в законах, делающие аренду не слишком сложной процедурой.

Итак, по общему правилу проведение торгов обязательно, однако есть и исключения, различные для граждан и юридических лиц. Рассмотрим их более подробно.

Физические лица

Среди физических лиц, могущих заключить арендное соглашение с муниципалитетом, можно выделить тех, кто имеет право на получение земельного участка во внеконкурсном порядке:

  • владельцы различных зданий или сооружений, которые расположены на арендованной земле (но только в том случае, если соответствующая недвижимость не отнесена к разряду самовольной);
  • граждане, которые начали осуществлять строительные работы на арендованной территории;
  • лица, у которых есть правовая возможность получить территорию во внеочередном порядке;
  • те, кто желает получить землю для целей индивидуального жилищного строительства или для ведения фермерского хозяйства;
  • граждане, у которых раньше земля, находящаяся в собственности, была изъята для государственных или муниципальных нужд;
  • льготные категории населения.
Читайте также:  Срок исковой давности по наследству на недвижимость

Юридические

Организации различных организационно-правовых форм также имеют возможность не участвовать в торгах, а сразу заключить арендное соглашение с муниципалитетом:

  • земельная территория оформляется в аренду для целей огородно-садоводческого хозяйства;
  • на участке расположены объекты капитального строительства;
  • земля необходима для строительства объектов энергетики, топливно-промышленного комплекса, гидротехнических сооружений, связи, радио, телевидения или для возведения водохранилищ;
  • территория будет эксплуатироваться для аграрной промышленности;
  • в том случае, если юридическое лицо уже имеет право на бессрочное пользование участком.

Как получить

Наиболее важный вопрос, который встает перед любым арендатором – в какой орган необходимо обращаться с пакетом документации и заявлением на предоставление земельной территории, если собственником является орган местной власти?

Формально, за процесс передачи недвижимости в аренду отвечает субъект РФ, но на практике все полномочия по распоряжению муниципальной землей возлагаются на орган местного самоуправления.

Значит, именно в тот орган местной власти, в ведении которого находится земельный участок, и нужно подавать заявление.

Весь процесс состоит из 7 этапов:

  1. Нахождение свободного участка земли.

Свободной землей признается та, на которую отсутствуют права каких-либо лиц. Таким территориям не присваивается кадастровый номер, соответственно, они не стоят на кадастровом учете.

Найти свободные территории можно на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Регистрационной Палаты. Процедура поиска происходит в ручном режиме – пользователь самостоятельно ищет на карте наиболее подходящие территории.

Заявителю необходимо подготовить схему, из которой будет видно расположение участка на общем кадастровом плане. Чтобы с легкостью справиться с этой процедурой, лучше привлечь профессионального кадастрового инженера.

Цена на профессиональные услуги по составлению схемы участка – от 500 до 2000 рублей.

  1. Предоставление заявления о согласовании.

После того, как схема будет получена, необходимо определить, в ведении какого муниципалитета расположен земельный участок.

В заявлении нужно указать следующую информацию:

  • кадастровый квартал;
  • перечень целей, для реализации которых необходима земля;
  • текст обращения, суть которого состоит в просьбе предоставления территории без проведения публичных торгов.

К заявлению в обязательном порядке нужно приложить схему, которую выдал кадастровый инженер, а также ксерокопию паспорта заявителя (вместе со страницей об адресе регистрации).

Для экономии на цене аренды в качестве целевого использования лучше всего указывать огородничество – аренда будет заметно более выгодной, чем при ЛПХ или ИЖС. Позднее можно будет изменить цель использования на индивидуальное строительство.

Рассмотрение заявления может занять достаточно времени – как правило, не более 30 календарных дней. Муниципалитет также опубликует решение о предоставлении или непредоставлении участка в местных СМИ.

  1. Постановка земли на учет.

Чтобы поставить территорию на кадастровый учет, потребуется схема, выданная кадастровым инженером, а также постановление от органа муниципальной власти.

С указанной документацией необходимо вновь обратиться к кадастровому инженеру, чтобы он оформил кадастровый паспорт на землю, составил межевой план и зарегистрировал все бумаги.

Процесс может занять до 10 рабочих дней. Стоимость услуги может быть различной, средняя цена – 6000 рублей.

  1. Подача заявления на предоставление арендных прав.

В местную администрацию нужно предоставить заявление на имя руководителя района. В заявлении следует отразить просьбу на предоставлении территории. Вместе с заявлением, нужно предоставить и остальные документы, собранные на предыдущих этапах.

  1. Заключение арендного контракта.

В течение 30 дней после получения от заявителя комплекта необходимой документации ответственное лицо местного органа самоуправления будет готовить проект договора.

В нем будут отражены все характерные для соглашений данного типа пункты:

  • реквизиты сторон процесса;
  • права и обязанности контрагентов;
  • правила пользования арендованной территорией;
  • размер арендных платежей и сроки их внесения;
  • ответственность сторон в случае неисполнения обязательств;
  • описательная характеристика объекта аренды.

Чтобы договор имел юридическую силу, его необходимо зарегистрировать в Регпалате.

Зарегистрировать можно как через МФЦ, так и непосредственно отдав документы в территориальный орган Росреестра. Предоставить документацию можно лично, через законного представителя по доверенности или же отослав все документы через Почту России.

Необходимые документы

Чтобы зарегистрировать арендное соглашение и получить выписку из ЕГРП, заявителю нужно посетить офис Росреестра и подать следующий перечень документации:

  • арендное соглашение в трех экземплярах;
  • общегражданский паспорт;
  • постановление муниципальной власти о выделении земельной территории;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Документы, предоставляемые в местную администрацию:

  • результаты межевания территории;
  • паспорт и его ксерокопия;
  • кадастровое дело;
  • документы, подтверждающие право на аренду участка без проведения торгов.

Составление заявления

Как и любое другое заявление, представленное будет иметь стандартную форму и разделы.

В “шапке” заявления следует указать:

  • орган, куда осуществляется подача;
  • ФИО и место жительства заявителя;
  • для юрлиц – организационно-правовая форма и полное наименование.

В основной части нужно выразить в свободной форме просьбу на предоставление земли. Важно конкретизировать цели аренды, указать сведения об участке (общие и технические), перечень прав, на основании которых будут выделяться земля.

Отдельно сообщается о наличии или отсутствии каких-либо построек, возведенных на территории. Если таковые имеются, нужно указать полный перечень строений и привести данные на каждого собственника.

Особенности

Существуют некоторые особенности аренды земельных участков для различных целей. Рассмотрим более подробно основные из них.

Для огородничества

Для сенокошения, выпаса домашнего скота, для огородничества, садоводства и для ЛПХ аренда возможна только гражданином. Организации и фермерские хозяйства не могут арендовать земли по данному основанию.

Часто муниципалитеты отказывают гражданам в аренде участка для огородничества, ссылаясь на то, что земля расположена в пределах населенного пункта. Однако это незаконно – условие о расположении земли только в пределах города относится к ЛПХ.

КФХ

КФХ может получить участок без проведения торгов. Чтобы запустить процесс аренды, нужно подать одно из двух заявлений:

  • о предварительном согласовании предоставления участка;
  • о предоставлении территории.

Инвалидам

Случаи предоставления земель без торгов для инвалидов устанавливаются федеральными и региональными законодательными актами.

К примеру, в Санкт-Петербурге действует отдельный закон № 443-84 от 18 июля 2016 года. Согласно его положениям, граждане, проживающие в Санкт-Петербурге, и являющиеся инвалидами 1-й или 2-й групп, либо же детьми-инвалидами, имеют право на первостепенное получение в аренду участков земли для хранения личного автотранспорта.

Судебная практика

В основном, споры граждан и юридических лиц касаются вопросов предоставления земель вне конкурса. Так, судам приходится рассматривать огромное количество дел от льготников, по закону имеющим все права на внеконкурсное рассмотрение, но по тем или иным причинам муниципальные власти нарушают их гражданские права.

Нередки и споры, связанные с особым порядком проведения конкурсов, установленного на территории конкретного муниципального образования.

Итак, предоставлением земельных участков в аренду занимаются муниципальные органы власти. Избежать торгов можно в нескольких случаях, среди которых использование земель для целей ведения садового, огородного или фермерского хозяйства.

  • Если гражданин имеет право пройти без конкурса, нужно собрать весь пакет подтверждающих документов.
  • Про существенные условия договора аренды земельного участка сельхозназначения рассказывается тут.
  • Выгодно ли сдавать квартиру в аренду в 2019 году, читайте в этой статье.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://kvartirkapro.ru/predostavlenie-zemelnogo-uchastka-v-arendu-bez-torgov/

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности

Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:

  • для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
  • для сельскохозяйственного производства,
  • на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
  • собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
  • граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
  • граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.

Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:

  • границы которого подлежат уточнению,
  • который не отнесен к определенной категории земель,
  • предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
  • в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
  • и другие случаи.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:

  • для строительства
  • или для целей, не связанных со строительством.

Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов,
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ.

На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ).

То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • государственной власти или местного самоуправления,
  • гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
  • заинтересованной организации.
Читайте также:  Договор купли-продажи доли в квартире – как правильно оформить, кто должен составлять

Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.

Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка.

Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов.

Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?

Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.

Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
  • договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.

Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
  • исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
  • ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.

Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
  • для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
  • собственникам здания или сооружения до 49 лет,
  • для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
  • для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
  • в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
  • для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.

Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?

Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Собственник и арендодатель не всегда совпадают в одном лице. Например, собственником участка может быть администрация муниципалитета, а арендодателем муниципальное унитарное предприятие (МУП) (постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. № Ф04-14360/2014 по делу № А46-6723/2014).

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).

Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?

Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • на основании заявления арендатора,
  • если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
  • Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
  • предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
  • предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
  • сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

  • Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.
  • В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.
  • Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация
  • В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:
  • предмет договора,
  • цену арендную плату,
  • срок договора аренды,
  • иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).

Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135).

Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184.

Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.

Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.

Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.

Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2014 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).

Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).

Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным

В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.

Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок.

Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске.

Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.

Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).

Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?

Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.

  1. Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.
  2. Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.
  3. Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества
  4. Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов
  5. В каком порядке заключается договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок в случае его возобновления
  6. Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности
  7. Материал Юридической справочной системы Система Юрист
  8. Архив новостей

Источник: https://piterlaw.ru/news/poryadok-predostavleniya-v-arendu-zemeljnih-uchastkov-nahodyaschihsya-v-publichnoj-sobstvennosti-2465

Ссылка на основную публикацию